ВВЕДЕНИЕ
Социальная работа – одно из древнейших и гуманнейших видов человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности.
Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой – оптимизировать осуществление объективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и длительного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.
Трудности молодой семьи - это комплекс психологических, социологи-ческих, экономических, юридических проблем. Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение квалификации, поиск любимой работы и т.д.- все это общая направленность современной молодежи.
Волевые качества, без сомнения, являются решающими в ряде жизненных ситуациях, особенно в семейной жизни. Молодым супругам порой требуются большое самообладание, выдержка, терпение как по отношению друг к другу, так и к ребенку. Известно, что материальные средства молодой семьи весьма скромны. Единственный выход из создавшегося положения - готовность и умение ограничить собственные потребности, временно отказаться от желаний, привычек, «хобби» и др.
Актуальность данной темы заключается в огромной значимости социальной работы для поддержки и становления молодой семьи. Социальный работник, изучая внутренний мир семьи может способствовать взаимопониманию и взаимоуважению молодых супругов.
Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.
ГЛАВА 2. Технология социальной работы с молодой семьей
2.1. Социально-психологическая помощь и социальная защита молодых семей
Эмоциональный тон, общность семьи, взаимосвязь всех ее членов – важнейшие составляющие характеристики, на которые обращается внимание при восприятии семьи как объекта социального воздействия.
В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Новые социально-экономические условия, продиктованные переходом к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов и форм социальной защиты населения.
Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, нарастающими депопуляционными тенденциями, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации.
Однако, являясь объектом социального воздействия, семья одновременно является и субъектом социализации личности ребенка. В этом случае эффективность воздействия семьи на личность определяется ее воспитательным потенциалом.
Современная молодая семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни.
Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы. Это распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство; потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов с семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей (например, в знаниях и умениях по воспитанию детей и др.) у отдельных членов семьи или в целом у семьи-системы, неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у детей и подростков различных акцентуаций характера развитию девиантного поведения их; наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации.
2. Семейный кодекс Российской Федерации.
3. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. — М., 1987
4. Антология социальной работы. - М. - Т. 3., 1999.
5. Борисов В.А, Синельников А.Б. Семья и демографические тенденции. Сер.: Социальная помощь семье и детям. Вып. 2. — М.: НИИ семьи и ЦБНТИ Минсоцзащиты РФ, 2000.
6. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М.: Прогресс, 1988.
7. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: проблемы научной разра¬ботки. — М., 1995.
8. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. – М., 2000.
9. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.
10. Нечаева М. Брак. Семья. Закон – М., 1984
11. Нормативно-правовые основы социального обслуживания семьи, женщин и детей: Сборник материалов и нормативных документов. – М.: Институт социальной работы, 1997.
12. ПАСПОРТ подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Республики Бурятия на 2003 - 2010 годы» Республиканской целевой программы «Молодежь Бурятии».
13. Разумовская Т. Узы брака, узы свободы. – М.: Мол. Гвардия, 1990.
14. Российское семейное право: Учебник /Под ред. А. В. Рисенцева. –М., 2002.
15. Сатир В. Как строить себя и свою семью. Заметки психолога. – М.: Педагогика-Пресс, 1992
16. Сводный отчет по реализации подпрограмм «Обеспечение жильем молодых специалистов Республики Бурятии» и «Обеспечение жильем молодых семей Республики Бурятия» республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2003 -2010 годы в 2003 году.
17. Семья в России. — М.: НИИ семьи, 1998. — № 1.
18. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям: Научно-методическое пособие. – М.: Институт социальной работы, 1997.
19. Социальная работа с семьей/ Под. Ред. Е.И. Холостовой. – Москва-Тула: Институт социальной работы, 1996.
20. Социальная работа с семьей/ Под. Ред. Т.В. Шеляг. – М.:Институт социальной работы, 1995.
21. Справочное пособие по социальной работе /Под. Ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997.
22. Теория и практика социальной работы/ Е. Н. Барябина, М. Э. Ерютина, В. Шеляг Т.В. //Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. /Под. Ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. – М.: Институт социальной работы, 1997.
23. Шуман С.Г., Шуман В.П. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения. – Мн.: Университетское,
24. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000.