Договор аренды транспортных средств является сравнительно новым договором в гражданском законодательстве. Во времена Союза ССР законодательные акты (глава 10 Основ гражданского законодательства 1991 г., некоторые положения ГК РСФСР 1964 г., Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде 1989 г. и др.) в основном регламентировали аренду «производственно-технического» назначения. Новый ГК, хотя и дает традиционное определение аренды, но уже охватывает арендными правоотношениями более широкий круг самих экономических отношений: аренду транспортных средств, прокат и т.д. Сейчас законодатель более подробно регулирует многочисленные вопросы, связанные с правоотношениями по аренде транспортных средств, причем с применением отсылочных норм к специальному законодательству, если особенности аренды установлены в транспортных уставах и кодексах.
С развитием рыночных отношений договор аренды транспортных средств приобретает все большую значимость и поэтому является одним из самых распространенных в сфере предпринимательской деятельности. В связи с этим, подвиды рассматриваемых договоров требуют внимания как в теории, так и на практике.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее. Восточно-Сибирский региональный авиационный отдел Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском о взыскании с акционерной компании "Якутскэнерго" платы за аренду двух вертолетов и процентов за пользование чужими денежными средствами в общей сумме 489 600 000 рублей.
В порядке, предусмотренном статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец увеличил сумму иска до 711 989 200 рублей.
Акционерной компанией "Якутскэнерго" заявлен встречный иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки (договора аренды от 18.01.94): взыскании 67 000 000 рублей ранее уплаченной арендной платы и передаче двух вертолетов в доход Российской Федерации.
Решением от 29.01.96 в удовлетворении требований по основному иску отказано.
По встречному иску произведена двусторонняя реституция в связи с ничтожностью совершенной сделки.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 17.05.96 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29.01.96 отменил, основной иск удовлетворил частично: в сумме 601 771 000 рублей. В удовлетворении встречного иска отказал.
В-четвертых, рассмотрев соотношение договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа, можно определить, что общим для этих договоров является: 1) заключение их только в письменной форме, независимо от срока действия договора и состава участников; 2) к договорам аренды транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу, не применяется правило п. 2 ст. 609 ГК РФ о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества; 3) на данные договоры не распространяются правила ст. 632 и ст. 642 ГК РФ; 4) транспортные средства арендуются преимущественно в коммерческих целях и др.
В-пятых, законодатель не указал ни в ГК РФ, ни в транспортных кодексах и уставах непосредственных обязательных требований, предъявляемых к арендатору. Объяснение этому кроется в необходимости предъявления всех вышеперечисленных требований не только к арендатору как стороне договора аренды транспортных средств, но и к более широкому кругу лиц – эксплуатантам, т.е. лицам, использующим транспортное средство для производственных или коммерческих целей.
В-шестых, ГК РФ не дает прямого ответа на вопросы: как и на основании какого документа должен осуществляться сам процесс передачи сдаваемого имущества от арендодателя к арендатору? Сколько времени необходимо сторонам для завершения хода приема передачи имущества? Наконец, нет в ГК и ответов на вопросы, как быть, если арендодатель затягивает процесс передачи арендованного имущества? Ответов на эти вопросы невозможно найти ни в одном комментарии ГК РФ, а тем более в нормах ГК. Единственной статьей в Кодексе, в которой имеются слова «передаточный акт», является статья 659. Но эта норма права относится к аренде предприятия.
18. Ожегов С.И. Словарь русского языка/под ред. Н.Ю. Шведовой – 18-е изд. – М., 1987
19. «О регулировании арендных отношений и приватизации имуществ государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду» Указ Президента РФ от 13 мая 1995 г. //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1992. - №43. – Ст.2429
20. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 31 мая 1991 г.//Ведомости СССР. – 1991. - №26. – Ст. 733
21. «О федеральном железнодорожном транспорте». Федеральный Закон Российской Федерации от 20 июля 1995 г.// СЗ РФ. – 1995. - №35. – Ст.3505
22. Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г.//СЗ РФ. – 1998. - №2. – Ст. 218
23. Устав автомобильного транспорта РСФСР от 8 января 1969 г.// СП РСФСР. – 1969. - №23. – Ст.8
24. Шапкина Г.С., Павлодский Е.А. Регулирование аренды и безвозмездного пользования имуществом в Гражданском кодексе Российской Федерации// Законодательство и экономика. – 1997. - №5/6. – С.3-22
25. Штарев С.С., Милославская Л.В. Арендная плата// Налоговый вестник. – 1997. - №12. – С.45-48