Вопросы по теме: Контрольное задание по курсу Социология

Название работы: Контрольное задание по курсу Социология

Скачать демоверсию

Тип работы:

Вопросы

Предмет:

Социология

Страниц:

113 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Тема 1. Социология, ее место и роль в науке и обществе 4

1. Философия и социология. История и социология. В чем их соотношение и взаимопроникновение? 4

2. В чем состоит объект и предмет социологии? 7

3. Одна из базовых категорий социологии - «социальное». В чем его суть? 10

Тема 2. История становления и развития социологии 11

1. Что такое парадигма? Каковы основные парадигмы социологического знания? 11

2. Функционалистская парадигма в социологии: ее суть и представители 14

3. Конфликтная парадигма в социологии: ее суть и представители 15

4. В чем основное содержание теории социального действия М.Вебера? 16

5. Каковы основные положения интегративной социологии П.Сорокина? 18

Тема 3. Общество как целостная система 21

1. В чем заключается социологическое понятие общества? 21

2. Раскройте суть основных подходов к трактовке общества в социологии: функциональный, конфликтный, бихевиористский. 22

Тема 4. Культура в общественной системе 25

1. В чем состоит специфика социологического понимания культуры? 25

2. Что такое социокультурные нормы? 27

3. Какова структура культуры в социологии? 28

Тема 5. Социальная структура общества; сущность, основные элементы, динамика 33

1. Что такое социальная структура общества? 33

2. Раскройте суть следующих видов социальной структуры общества: идеальная, нормативная, социально-групповая, социально-институциональная. 34

3. В чем состоят основные тенденции развития современной структуры российского общества? 35

Тема 6. Социальные группы: виды, анализ внутренних связей, динамика 37

1. Дайте определение социальной группы. В чем состоят основные признаки социальной группы? Что такое квазигруппа? 37

2. Что такое первичные и вторичные группы? Аутгруппы и ингруппы? Что такое референтная группа? 38

Тема 7. Организация как социальное явление. 42

1.Организационные образования в современном обществе 42

2. Каковы основне формы социальных организаций 44

2. Раскройте проблему соотношения формальной социальной структуры и неформальной социальной структуры 49

4. Бюрократия как характеристика социальной организации. Недостатки и патология бюрократии в современном Российском обществе 52

Тема 8. Социальная стратификация и социальная мобильность в обществе 56

1. Дайте определение социальной стратификации 56

2. Каковы критерии выделения страт у К. Маркса, у М. Вебера? 57

3. В чем суть сочетания одномерного и многомерного подходов к построению социальной стратификации общества у П. Сорокина? 58

4. Что такое социальная мобильность? Вертикальная социальная мобильность? Горизонтальная социальная мобильность? 59

Тема 9. Социальные институты общества: сущность и развитие 63

1. В чем сущность социального института? Его основные признаки? 63

2. Что такое институализация, назовите ее основные этапы? 64

3. Что Вы понимаете под дисфункцией социального института? 65

Тема 10. Личность как социальная система, субъект и продукт социальных отношений 66

1. Дайте социологическое определение личности. Какова структура личности? 66

2. Что такое социальный статус личности? Главный статус? Предписанный статус? Достигаемый статус? 69

3. Что такое социальная роль личности? В чем взаимосвязь социального статуса и социальной роли? 72

Тема 11. Социализация личности: содержание, проблемы, пути оптимизации 74

1. Что такое социализация личности? Укажите основные факторы развития личности 74

2. Охарактеризуйте основные виды социализации личности - первичную и вторичную 75

3. Назовите и раскройте основные этапы социализации личности 77

Тема 12. Социальные конфликты 79

1. Дайте определение социального конфликта. Укажите виды социальных конфликтов 79

2. Изложите этапы развития социального конфликта 83

3. Раскройте особенности социальных конфликтов в современной России 85

Тема 13. Социальные изменения 88

1. Соотнесите понятия «социальное изменение» и «социальное развитие» 88

2. Охарактеризуйте понятия «социальная эволюция» и «социальная революция», примените их к социальной реальности. 91

Тема 14. Общая социологическая характеристика современного российского общества 98

1. Дайте социологические портреты основных формирующихся классов в современной России - классу собственников и классу наемных работников 98

2. Что такое маргинализация общества? 102

3. Что такое «средний класс»? Почему формирование среднего класса является основной социальной задачей реформирования российского общества 104

Тема 15. Методология и методика эмпирического социологического исследования 106

1. Что такое методология социологического исследования? 106

2. Что такое методика социологического исследования? 106

3. Опишите структуру программы социологического исследования 107

Список литературы 112

Выдержка:

Социология и философия. И та, и другая наука изучают личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности. Но философы это делают на высоком уровне обобщения. Поэтому они не могут выявить жизнь во всем ее противоречивом существовании. Социология, опираясь на философию, ориентируется на более конкретный анализ, на исследование сложной мозаики социальной деятельности, поведения и отношений. В свою очередь, социология оказывает влияние на философию, заставляя ее расширять и углублять уровни обобщения.

Социология и история. Они имеют один объект исследования - общество, которое изучается в процессе его развития. Как известно, нормы поведения и отношений, ценности, культура передаются из поколения в поколение. Очень важно выявить эту эволюцию, что является областью общих интересов истории и социологии. Не случайно польский социолог Ян Щепаньский подчеркивал особенно тесные контакты социологии с историей культуры. Различие подходов этих наук в том, что история описывает и объясняет социальный процесс post factum, а социология - in factum. Иначе говоря, история пытается реконструировать прошлую деятельность людей во всей ее неповторимости, индивидуальности. Но она не в состоянии объяснить настоящее и тем более прогнозировать будущее. Современность всегда отличается от прошлого, ибо она есть созидание нового. Задача социолога - «схватить»,Отвечая на вопрос, что главным образом детерминирует в настоящее время девиантное поведение, преступность как его тяжелейшую разновидность и социальную аномию в целом, можно с уверенностью сказать, что это те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии `маргинализация`, то есть неустойчивость, `промежуточность`, `переходность`. Главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей, причем в классическом случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи.

Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую же очередь восстанавливаются. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи, ибо они зависят от известной переоценки ценностей.

Общая нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей, безработица, беженцы, развал СССР объективно приводят к усилению маргинализации.

Люди смиряются с ухудшением своего материального положения, со своей ущемленностью, зависимостью, бесперспективностью существования. Грозит ли это нам сегодня? К сожалению, да. Человек, ведущий борьбу за выживание и конкурирующий с другими в этой борьбе, постепенно сосредотачивает всю свою энергию и усилия на удовлетворение первичных (материальных) потребностей. На все другое у него не остается сил (или он теряет к этому интерес). Массовое нарушение даже самых простых норм человеческого общения - свидетельство общего понижения уровня культуры людей.

Примитивизация общества как бы оправдывает различные формы социальной патологии, перестает не только вести с ними борьбу, но и осуждать их. Апатия, рождающая цинизм, получает все большее распространение.

Основным социальным источником маргинализации общества является растущая безработица в ее явных и скрытых формах. При допустимой безработице в 5-6 % от трудоспособного населения (пороговая норма) по имеющимся данным реальное число безработных возрастет в ближайшие годы в несколько раз.

Существенное влияние на маргинализацию общества будет оказывать миграция, претерпевающая значительные изменения в связи с расширением масштабов вынужденной миграции, усилением оттока `некоренных народов` (в основном русского населения) из регионов со сложной этнополитической ситуацией. Положение вынужденных ми-грантов (особенно беженцев) характеризует не только разрыв прежних социальных связей, но и утрата своего социального статуса и имущественные потери.

Похожие работы на данную тему