Введение:
Одним из направлений реформирования школы является гуманизация образования – его ориентация на развитие человеческой личности. Усиливается роль развивающей функции обучения, происходит «перенос акцентов с увеличения объемов информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование умений использовать информацию, переход от экстенсивного школьного образования к интенсивному» [13].
Гуманизация образования не сводится к увеличению в нем удельного веса гуманитарных дисциплин. В наше время развитие математики сопровождается расширением ее приложений. На языке современной математики моделируются явления и процессы природы и общества. Математическое моделирование с помощью современной вычислительной техники – мощный метод исследования в области биологии, медицины, экономики, социологии.
Особую роль математики в умственном развитии человека отмечал еще М.В. Ломоносов: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».
По мнению известного специалиста в области педагогики математики А.А. Столяра, главная задача обучения математике – учить рассуждать, учить мыслить. «Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Но математика сама по себе ум школьника в порядок не приводит. Все зависит от ориентации обучения, способа преподавания. Действительно, можно так преподавать математику, что головы детей заполнятся большим количеством скучнейших формул и длинных преобразований без подлинного понимания их смысла и назначения. В результате получаются носители изолированных данных, в лучшем случае знаний, без адекватного умственного развития. В массовой практике осуществляется, как правило, обучение готовым знаниям и очень редко, лишь отдельными учителями – обучение познавательной деятельности. Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации деятельностного подхода, способствующего интенсификации учебного процесса. Этот подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению математических знаний, способам рассуждений, применяемых в математике; создание педагогических ситуаций, стимулирующих самостоятельные открытия уча¬щимися математических фактов, их доказательств, решений задач» [62, с.6].
Глава 2:
Организуя психолого-педагогический эксперимент, мы исходили из того, что творческое мышление наиболее явно проявляется в творческой деятельности учащихся, которая заключается в решении творческих задач.
Как отмечает В.И. Загвязинский, в психолого-педагогических системах чаще всего применяется эксперимент, проводимый в естественных условиях обучения [21]. Такая форма проведения эксперимента дает возможность многократно воспроизводить при необходимости исследуемые явления и в то же время сохраняет естественную, обычную обстановку учебного процесса.
Наш эксперимент носил естественный характер и проводился в условиях обучения в 10 классе в средней школе №23 г. Армавира в 2005-2006 учебном году. В качестве экспериментальной группы был выбран 10 «Б» класс, а в качестве контрольной группы – 10 «А» класс. Занятия в обоих классах вел опытный учитель математики. В экспериментальной группе автором данной работы и ведущим учителем в учебном процессе систематически использовались предлагаемые методические рекомендации по исследованию математической задачи, и, в частности, решение задачи несколькими способами.
Эффективность разработанных методик проверялась по результатам контрольных срезов. В таблицах 1 и 2 представлены результаты выполнения первой зачетной работы (срез 1) – в начале обучающего эксперимента и второй зачетной работы (срез 2) – проведенной после завершения обучающего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах. Все работы оценивались по единым критериям: работа содержала 10 заданий, за каждое из которых выставлялось до 3 баллов, за каждый дополнительный способ решения выставлялось еще 5 баллов. Время выполнения работы – 30 минут. Задания, предлагавшиеся в этих работах, приведены в приложении 1 и 2.
Заключение:
Развитие творческого мышления старшеклассников является одной из основных целей обучения математике в школе. В традиционной методике обучения эта задача решается не достаточно эффективно в силу ряда причин. Среди них можно, в частности, отметить перегрузку школьного курса математики второстепенными фактами, упор на формирование умений и навыков, не являющихся определяющими в усвоении ведущих идей курса математики, общая слабая математическая подготовка учащихся мешающая дифференциации обучения в обычной школе. Не всегда учитывается специфичность математической учебной деятельности и, как следствие, недостаточная работа учителя по активизации самостоятельной деятельности, формирование интереса школьников к изучению математики. В то же время потенциал школьного курса, имеющиеся психолого-педагогические средства, опора на новые технологии обучения позволяют повысить эффективность развития творческого мышления силами предмета математики.
В результате теоретического и экспериментального исследования проблемы развития творческого мышления старшеклассников на уроках математики нами были получены следующие результаты и выводы, которые подтверждают его гипотезу:
1. Изучены теоретические аспекты (гносеологический, психологический, методический и внутриматематический) метода решения одной задачи несколькими способами. Этот метод служит развитию дивергентного мышления учащихся и может выступать формой проявления интеллектуальной инициативы.