С помощью налоговой системы государство активно влияет на рынок, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и “угнетению” других.
В современном государстве для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов, включающая до 40-50 различных их видов (в России действует 51 налог и сбор и около 20 лицензионных видов деятельности).
Причины такой множественности заключаются в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов (доход, имущество, его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения.
Множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов.
Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:
финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в хозяйстве;
финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.;
обеспечивает оборону и безопасность;
содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления;
Как видно из таблицы 2.4., несмотря на то, что ставка налога на прибыль по сравнению с началом анализируемого периода сократилась до 24 %, сумма отчислений в бюджет возросла. В частности в 2005 году по сравнению с 2004 годом сумма налога на прибыль и других обязательных платежей из прибыли увеличилась на 64 % по сравнению с 2003 годом, что напрямую зависит от роста самого показателя прибыли до налогообложения на те же 64 %. Таким образом, за последние 2 года система налогообложения на предприятии не изменилась.
Расчет налоговой базы регламентирован статьей 314 НК РФ и составляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из данных налогового учета, нарастающим итогом с начала года. Данные, раскрываемые в расчете налоговой базы, состоят из расшифровки доходов и расходов по отдельным видам деятельности, по которым предусмотрен особый порядок налогообложения, внереализационных доходов и расходов прибыли, а также сумм убытка, подлежащих переносу на будущий период.
Расчет налоговой базы по существу содержит систему показателей, отражаемую в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Данный документ составляется за I квартал, I полугодие, 9 месяцев и за год. Сумма доходов от реализации включает в себя:
• выручку от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
• выручку от реализации полученных товаров;
• выручку от реализации ценных бумаг;
• выручку от реализации основных средств;
13. Галимзянов Р.Ф. Управление налогами на предприятии, в 2-х тт./ Том первый — Уфа: Эксперт, 2002. – 391 с.
14. Гаретовский Н.В. Финансовые методы стимулирования интенсификации производства. — М.: Финансы, 1999. – 299 с.
15. Горбунов А. Налоговое планирование и снижение финансовых потерь. — М.: Анкил, 2001. – 419 с.
16. Григорьев С.Г. и др. Налоги России: Электронный учебник. Необходимость налогового планирования/ Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, Международный научно-консультационный центр по проблемам налогообложения. — www.fa.ru
17. Гуськов С.В. Налоги в экономике предприятий — М.: Дашков и Ко, 1999. – 417 с.
18. Даниэль М. Марти. Российское налоговое законодательство: препятствия на пути инвестиций// Проблемы Теории и Практики Управления. - № 2. - 2001. – с.19-24.
19. Денисенко В. Предпосылки налогового планирования// Закон. Финансы. Налоги. - № 29. - 18 июля 2002, С. 6.
20. Жестков С.В. Проблемы налогового планирования в Российской Федерации// Налоговый вестник. - № 6. - 2001, С. 74.
21. Залесский А.Б. Принципы налогообложения предприятий и экономические последствия их применения // Экономические и математические методы. — 2001.- Т. 29. - № 1. - С. 39-55.