Эффективность руководства деятельностью предприятия полно-стью зависит от способности вовремя получать полную, точную, объек-тивную, достаточно детальную и своевременную экономическую ин-формацию, особенно информацию о состоянии расчётов с покупателя-ми и заказчиками.
Далеко не у всех предприятий организация учетного процесса рас-чётов с покупателями и заказчиками совершенна. Всё это свидетельст-вует об актуальности темы работы.
Для работы бухгалтера необходимы четкие, детализированные, законодательно закреплённые указания по бухгалтерскому учёту и кон-тролю за совершением хозяйственных операций и их законностью.
Необходимость контроля обусловлена тем, что неверное оформ-ление операций, неправильное отражение в учёте отдельных хозяйст-венных ситуаций неизбежно приведёт к конфликту не только с налого-выми органами, но и с партнерами по бизнесу или своими работниками.
Цель данной работы - изучить методику проведения аудиторской проверки расчётов с покупателями и заказчиками на предприятии. В со-ответствии с поставленной целью нужно решить ряд задач:
1. Изучить теоретические основы организации аудита расчётов с покупателями и заказчиками.
2. Дать краткую технико-экономическую характеристику изучаемого предприятия.
На этапе предварительного планирования аудитор должен полу-чить информацию о:
• внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию, в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;
• внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенно-стями;
• организационно-управленческой структуре эконом субъекта;
• видах деятельности;
• структуре капитала и курсе акций;
• технологических особенностях;
• уровне рентабельности;
• основных контрагентах экономического субъекта;
• порядке распределения прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта;
• существовании дочерних и зависимых организаций;
• системе внутреннего контроля;
• принципах формирования оплаты труда персонала.
• документы, регламентирующие учетную политику;
• бухгалтерская и статистическая отчетность;
• документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);
• контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;
• отчеты аудиторов, консультантов;
• внутрифирменные инструкции;
• материалы налоговых проверок;
• документы, регламентирующие производственную и организаци-онную структуру экономического субъекта, список его филиалов и до-черних компаний;
• сведения, полученные из бесед с руководством и исполни тель-ным персоналом экономического субъекта;
• информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.
На этапе предварительного планирования аудиторская организа-ция оценивает возможность проведения аудита.
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 декабря 1996 г. № 129-ФЗ
2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 ав-густа 2001 г. № 119-ФЗ.
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Мин-фина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000г. № 31н).
4. Белов Н.Г. Контроль и ревизия. – М.:Агропромиздат. 2004
5. Богомолов А.М., Голощапов Н.А. Внутренний аудит. Органи-зация и методика проведения. — М.: Экзамен, 2004.
6. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля ком-мерческой организации. - М.: Экзамен, 2000.
7. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Старовойтова Е.В. Аудит. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
8. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: Инфра - М, 2004.
9. Лытнева Н. А., Кыштымова Е. А. Учет и налогообложение за-долженности при расчетах с покупателями. // Бухгалтерский учёт. 2004. №13.
10. Терехов А.А. Аудит: перспективы развития. — М.: Финансы и статистика, 2001.