Введение
Актуальность темы. В настоящее время в развитых рыночных странах активно происходит слияние финансового капитала с промышленным. На этой основе происходит образование финансово-промышленных групп (ФПГ). Этот процесс отражает объективные устойчивые тенденции современной развитой экономики. Взаимосвязь основных видов капиталов достигла такой степени, что их отдельное существование невозможно.
В зарубежной экономике прямое сращивание финансового и промышленного капиталов особенно бурно протекает в последнее 50 лет. Но в нашей стране наметились поначалу противоположные тенденции - обособление оборота финансового от производственного капитала. Возродившийся бартерный обмен подтвердил вновь, что замкнутый производственный капитал не продвинется в своем развитии без обслуживания финансовым капиталом. Поэтому в формировании крупных ФПГ усматривается возможность преодоления не только проблем отдельных финансовых институтов и промышленных предприятий, но и преодоления экономического кризиса в нашей стране.
Мировая практика показала: ФПГ экономически целесообразны. Они обеспечивают своим членам облегченный доступ к финансовым ресурсам и операциям с ценными бумагами, контроль над использованием этих ресурсов, лучшее знание экономической конъюнктуры, координацию действий, соединение средств, помощь фирмам, оказавшимся в тяжелом положении.
Они служат обеспечению надежных, отвечающих требованиям качества поставок и сбыта, то есть решению проблемы, очень болезненной и важной для отечественной экономики.
ФПГ имеют большие возможности в решении не только этой проблемы, но и в оздоровлении экономики в целом. ФПГ – это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Проблемы концептуального характера в наиболее яркой форме проявляются в полном отсутствии ясно сформулированной стратегии государства по отношению к процессу развития ФПГ, отсутствии реальной государственной поддержки российских групп на фоне общеэкономического кризиса. Это в корне противоречит как здравому смыслу, так и имеющемуся международному опыту. В большинстве стран мира возникновение развитие высоко интегрированных ФПГ носит многоплановый характер, проходит при непосредственном участии и активной поддержке со стороны государства. Без этого данный процесс просто немыслим. У нас же, все идет наоборот. Из значительного перечня принятых законодательных актов, направленных на становление и совершенствование деятельности ФПГ, исполнительная власть не выполняет практически ни одного.
Государственная поддержка - основа становления любой из ФПГ, особенно необходима после столь глубокого экономического спада, поразившего, без исключения, все отрасли народного хозяйства. Она была заложена во все документы, связанные с формированием и развитием ФПГ, начиная с Указа Президента РФ №2096 от 5.12.1993 г. Особое место уделено мерам государственной поддержки и в Федеральном законе "О финансово-промышленных группах" №190-фз от 30.11.1995 г., а также в ряде президентских указов и правительственных постановлений. Но фактически, государственная поддержка была, да и остается, только продекларированной, в реальной деятельности ФПГ она не реализуется. Например, в рамках Федерального Закона предусматривается возможность для банков-участников ФПГ, осуществляющих в них инвестиционную деятельность, получение льготы по снижению норм обязательного резервирования на величину инвестиций в ФПГ. Но Центробанк РФ не только не выполняет данного положения, но и вводит все новые ограничения, направленные на сворачивание деятельности коммерческих банков в ФПГ.
В целях объективности необходимо заметить, что соответствующее положение закона, к сожалению, слабо отражают специфику ситуации в банковской сфере и нынешних принципов регулирования банковской деятельности. Поэтому и использование ЦБ РФ этого рычага для рассматриваемых целей малоэффективно. Обязательные резервные требования по сути являются классическим инструментом денежно-кредитной политики, регулирования находящейся в обращении денежной массы. При установлении или принятии решения об изменении норм резервирования ЦБ РФ исходит из принципа единства этих нормативов для всех банков независимо от их размеров, финансового положения и деятельности финансово-промышленных групп.
Деятельность ФПГ - деятельность ее участников, которую они осуществляют в соответствии с договором о создании группы и/или ее организационным проектом при использовании обособленных активов.
Цель курсовой работы – изучить особенности организации и перспективы развития финансово-промышленных групп в России.
Задачи:
1) Изучить историю создания и практику мирового опыта,
2) Рассмотреть основных участников финансово-промышленных групп (ФПГ) и их проблемы,
3) Выявить виды ФПГ,
4) Проанализировать деятельность ФПГ «РОССНО» и перспективы дальнейшего развития.
5) Изучить роль финансовой поддержки государства.
Объект исследования – финансово-промышленные группы.
Предмет исследования – роль и перспективы развития финансово-промышленных групп в российской экономике.
Глава 2. Современное состояние развития ФПГ в России
2.1. Анализ деятельности ФПГ «РОССТРО»
Инвестиционно-строительная финансово-промышленная группа "РОССТРО" (ИС ФПГ "РОССТРО") зарегистрирована и внесена в государственный реестр финансово-промышленных групп России 20 марта 1997 года (рег.№039). Возглавляет группу - "Центральная компания инвестиционно-строительной финансово-промышленной группы "РОССТРО" - ОАО "РОССТРО" (ЦК ИС ФПГ "РОССТРО" - ОАО "РОССТРО").
Группа "РОССТРО" корпоративная структура, имеющая холдинговое построение. Вместе с дочерними компаниями группа объединяет 40 хозяйственных обществ. Численность работающих в группе 5,5 тыс. человек.
Это классическая девелоперская группа - ведущий оператор на рынке недвижимости Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Компании группы специализируются на организации проектного финансирования, управлении проектами, проектировании, оказании инжиниринговых услуг, производстве строительно-монтажных работ, производстве строительных материалов, добыче и переработке камня и песка, лесозаготовке и деревообработке, риэлтерской деятельности, эксплуатации зданий и сооружений, управлении недвижимостью и сопутствующих видах деятельности.
Средоточение управляющих и координирующих функций в Центральной компании группы - ЦК ИС ФПГ "РОССТРО" - ОАО "РОССТРО" обеспечивают эффективную работу корпорации. Контроль за хозяйственной деятельностью предприятий группы со стороны Центральной компании позволяет выявить и устранить слабые структурные звенья. За годы совместной работы стоимость активов группы выросла в 2 раза с 522 млн. руб. в 1996 году до 1035 млн.руб. в 2004 году при заметном росте доходности капитала 5,1% до 15,9%. Интересен показатель внутреннего товарооборота ФПГ как свидетельство укрепления внутрихозяйственных связей группы: если за 2004 год он составил 186,3 млн.руб., то на сопоставимый уровень 133,3 млн. руб. группа вышла уже за 6 месяцев 2005 года.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон РФ № 190 - ФЗ от 15 ноября 1995 года «О финансово-промышленных группах».
2. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 года № 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп».
3. Указ Президента РФ от 28 декабря 1996 года № 1781 «О дополнительных мерах по обеспечению режима экономии при исполнении федерального бюджета».
4. Постановление Правительство РФ от 22 мая 1996 года № 621 «О порядке ведения государственного реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации».
5. Постановление Правительства РФ от 9 января 1997 года № 24 «О порядке ведения сводных (консолидированных) учёта, отчётности и баланса финансово-промышленной группы».
6. Письмо Высшего арбитражного суда РФ от 3 января 1996 года № С1-7/03-6 «О некоторых положениях Федерального Закона «О финансово-промышленных группах»
7. Распоряжение от 26 января 1996 года № 106-р Государственного комитета российской федерации по управлению государственным имуществом;
8. Асламов И.Г., Манылов И.Е., Савинков А.Г. Финансово-промышленные группы в России // Деньги и кредит, №6, 2000.
9. Афанасьева Л. Транснациональные корпорации - вызов обстоятельствам// Экономика и жизнь. 1999. № 23. С.7.
10. Батизи Э. Уполномоченные банки и финансово-промышленная интеграция // Российский экономический журнал, №10, 2005.
11. Батчиков С., Петров Ю. Формирование финансово-промышленных групп и государство // Российский экономический журнал, №2, 1995.
12. Грачева И. Финансово-промышленные группы // Финансовый бизнес, №7, 2003.
13. Гренбэк Г., Соломенникова Е. ФПГ: российская интерпретация // ЭКО, №8, 1994.
14. Дунаев Э.П. Создание финансово-промышленных групп в России // Вестник Московского университета, серия Экономика, №4, 2000.
15. Здраевская Т. Выход нашли в инновациях// Экономика и жизнь. 2002. № 12. С.8.
16. Калин А. Промышленная политика, организационные преобразования // Экономист, №10, 2004.
17. Кузьмин А.К. Роль банка в процессе формирования и развития финансово- промышленных групп // Финансы, №1, 1995.
18. Куликов В., Латышева Г., Николаев А. Образование финансово-промышленных групп (необходимость, цели и механизмы) // Российский экономический журнал, №1, 2001.
19. Марголит Г. Создание финансово-промышленных групп в России // Проблемы теории и практики управления, №4, 2004.
20. Меньшикова О., Попова Т. Государственная поддержка ФПГ // Экономика и жизнь, №33, 2003.
21. Онда Хисао. Финансово-промышленные группы: долгосрочные деловые взаимоотношения.// Маркетинг. 2000. № 2. С.3.
22. Пайдиев Л. Создание ФПГ в России - трудный процесс // Экономист, №2, 1996.
23. Петишкина С. Роль банков в формировании ФПГ // Финансовый бизнес, №11, 1995.
24. Пономарев А.К. Проблемы и перспективы создания финансово-промышленных групп // Экономист, №12, 2002.
25. Промышленность и банки: окрепнут ли узы? // Экономика и жизнь, №37, 1995.
26. Российский экономический журнал: Винслав Ю. Российские ФПГ: пройденный путь и императивы роста, 2000., N5-6.
27. Скворцов А. Усиление монополизма или развитие конкуренции? // Экономика и жизнь. 2003. № 22. С.8.
28. Сосковец О. На приоритетных направлениях// Экономика и жизнь. 2004. № 4. С.10.
29. Средство смягчения ситуации (интервью с В.А.Прохоровым, Е.К.Новиковой) // ЭКО, №8, 1999.
30. Три вопроса о ФПГ (на вопросы отвечают Ю.Д.Апостолов, В.Г.Баев, А.Х.Бец, В.Н.Брайко, А.К.Бульхин, Б.В.Прилепский) // ЭКО, №8, 1999.
31. Усманов А. Выход из кризиса - в объединении усилий// Экономика и жизнь. 2003. №5. С.10.
32. Финансы: Учеб. пособие / Под. ред. А.М. Ковалевой. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 384 с.