Введение.
Стремительное движение научно-технического прогресса, век технического оснащения общественного производства выдви¬нули на передний край научных исследований проблему человека — основной производительной силы общества. Острейши¬ми стали сейчас проблемы «Человек и общество», «Личность и коллектив», «Индивид и общность».
В современной теории обучения главным центром, в кото¬ром сходятся исследования всех дидактических вопросов, также является человек, формирование личности обучающегося. И это закономерно. Готовить человека, который смог бы обеспе¬чить не только сегодняшний, но и, главным образом, завтраш¬ний день развития общества, необходимо прежде всего в усло¬виях систематического, повседневного, целеустремленного при¬общения молодых поколений к опыту человечества, обобщенно¬му в научных знаниях.
Познавательная деятельность учащихся в школе — необхо¬димый этап подготовки молодых поколений к жизни. Деятель¬ность эта особого склада, хотя структурно и выражает единст¬во с любой другой деятельностью. Человек, лишенный систе¬матического учения в школьные годы, — обедненный человек, он лишен полноценного развития своего сознания, восприятия мира.
Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.
Благодаря направленности личности школьника вся его познавательная деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к объекту познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических процессов, обеспечивающая развитие познавательной активности и самостоятельности личности.
Познавательная деятельность личности всегда связана с каким – нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, - в первую на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности.
Разная степень заинтересованности личности в объекте или явлении порождает разное отношении к деятельности, а, следовательно, и уровень познавательной активности и самостоятельности. В процессе целенаправленной познавательной деятельности человек не только проявляет свое отношение к объектам окружающего мира, но и пробуждают не только познавательное, но и регулярное значение: они не только помогают усваивать новые знания, но и оказывают плодотворное влияние на формирование отношений к самой познавательной деятельности.
Последнее время широкое проникновение телекоммуникаций в образовательный процесс ставит проблему о целесообразности рассмотрения познавательной деятельности путем новых образовательных технологий. В нашем исследовании понятие "познавательная деятельность" опирается на труды Ананьева Б.Г., Байдельдиновой Г.И., Выготского Л.С., Газиева Э.Г., Морозовой Г.Н., Щукиной Г.И. и других. Телекоммуникации позволяют с одной стороны повысить познавательную деятельность учащихся, оперативно предоставляя необходимые учебно-методические материалы, как обучающему так и обучаемому. С другой стороны позволяет организовать различные формы и методы обучения. Не достаточно обоснованы в педагогике подходы к активизации познавательной деятельности с помощью новых информационных технологий, а так же слабо изучены организационные возможности оперативного получения необходимой информации учащимися.
В связи с этим все выше изложенные обстоятельства определяют актуальность темы исследования.
Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности учащихся.
Предмет исследования выступает познавательная деятельность, формирующийся и развивающийся с помощью Интернет-технологий.
Целью исследования является выяснение следующих вопросов: как влияют Интернет-технологии на познавательную деятельность учащихся.
Задачи исследования:
- Выявить сущность познавательной деятельности.
- Рассмотреть пути и средства развития познавательной деятельности учащихся.
- Теоретически обосновать роль Интернет-Технологий в развитии познавательной деятельности.
Научная новизна:
- Проведен системный анализ современного состояния проблемы повышения познавательной деятельности с использованием телекоммуникаций.
- Показана целесообразность выбора систем телекоммуникаций как современной, эффективной формы обучения с целью развития познавательной деятельности школьников.
- Сформулированы рекомендации к практическому использованию телекоммуникационных систем, способствующих повышению познавательного деятельности, как инновационной
Структура работы:
ВКР состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы и заключения.
Теперь рассмотрим подробно все затронутые проблемы активизации познавательной деятельности школьников средствами Интернет технологий.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Но особая значимость состоит в том, что учение, являясь отрожательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.
Эти технологии являются личностно-ориентированными, направленными на активную познавательную деятельность и относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и образовании.
Рассмотрим вопрос применения Интернет-технологий с позиции организации познавательной деятельности обучающихся.
Электронная почта (e-mail) является чрезвычайно важным информационным ресурсом Интернет. Помимо того, что она представляет собой самое массовое средство электронных коммуникаций, через нее можно принять или послать сообщения еще в два десятка международных компьютерных сетей, часть из которых не имеют online сервиса (т.е. прямого подключения к Интернет).
Библиографический список.
1. Астафьева Н.Е. Дидактическая система информатизации педагогической деятельности преподавателей профессиональных учебных заведений и научно-методические подходы к ее реализации / Под общ. ред. А.П. Беляевой. СПб.-Тамбов, 1997.
2. Основные положения концепции информатизации сферы образования Российской Федерации. М.: ГосНИИ системной интеграции, 1999.
3. Острейковский В.А. Информатика. М.: Высшая школа, 1999.
4. Программа развития единой образовательной информационной среды на 2001 –2005 годы. Тамбов, 2001.
5. Гейн А.Г. Информатика 7 –9 классы: Методическое пособие к учебнику А.Г. Гейна и др. – М: Дрофа, 2002, 288 с.
6. История педагогики: учебник для студентов пед. ин-тов. /Под ред. Н.А. Константинова. – М: Просвещение, 1982, 447 с.
7. Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов. – Ростов н /Д.: МарТ, 2002, 224 с.
8. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие /Под ред. И.Г. Семакина, Т.Ю. Шеиной. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 540 с.
9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Academia, 2002, 576 c.
10. Сластенин В.А. Психология и педагогика. – М.: Академия, 2001, 477 с.
11. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: учебное пособие для вузов. – М.:Высшая школа, 2004, - 223 с.
12. Угринович Н. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ, 2003, 512 с.
13. Угринович Н. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М., 2002, 394 с.
14. Щукина Г.И., Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979
15. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хенкер Е.К. Методика преподавания информатики. – М., 2001, 624 с
16. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971.
17. Учеб. пособие для вузов./ Под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
18. Паклина Е.П. Развитие учащихся на уроках информатики //Информатика. 2001. - №46. - С.26.
19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
20. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. – М.: «Олма-пресс образование», 2005.
21. Теорети¬ческие основы процесса обучения в советской школе /Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М: Педагогика, 1989.
22. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Просвещение, 1963. С. 5 – 138.
23. Internet Zone (ежемесячный Internet-журнал).
24. Учебные стандарты школ России под ред. В.С Леднева, Н.Д.Никандрова, М.Н. Лазутовой. М., "Прометей", 1998.
25. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998.
26. Пять вечеров: беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. Школьный сектор, 1998-2000
26. А.Г. Асмолов. Образоване России в эпоху коммуникаций: от культуры полезности к культуре достоинства.
27. В.И. Быстров. Формы и методы внеклассной работы со школьниками в области интернет-образования.
28. Р. Н. Абалуев, Н. Е. Астафьева, Н. И. Баскакова, Е. Ю. Бойко,
О. В. Вязовова, Н. А. Кулешова, Л. Н. Уметский, Г. А. Шешерина. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. 136 с.
29. http://www. ИТО-2001.ru/
30. http://www. ИТО-2002.ru/
31. http://www. ИТО-2003/ru
32. http://www.cases.ru/
33. http://gim.iatp.az/www.education.rinel.ru/
34. http://www.edu.nsu.ru/
35. http://www.education.spb.ru/
36. http://gim.iatp.az/www.education.rinel.ru/
37. http://www.school.edu.ru/
38. http://gim.iatp.az/www.mschools.ru/