Введение
На протяжении всей истории развития нашего государства туризм играл и продолжает играть важную роль в физическом развитии и нравственном воспитании.
Туризм является одним из наиболее действенных средств занятости свободного времени, формирования здорового образа жизни, особенно подростков, нуждающихся в неординарных методах воспитания.
В работах различных авторов подчеркивается, что в занятиях туризмом формируются различные направления общественно – воспитательной работы с населением – общественное (развитие общественной активности, умение подчинить себя интересам коллектива и др.), нравственное (взаимоотношения между участниками и коллективом и др.), патриотическое (формирование национальной гордости, знакомство с богатствами Родины и др.), интернациональное (общение с людьми различных национальностей, культурой и др.), военно-прикладное (умение переносить тяготы походно-полевой жизни, ориентироваться на местности и др.), умственное (расширение знаний и др.), физическое (физических качеств, способность к длительному физическому напряжению и др.), психологическое (профилактика несчастных случаев, обеспечение безопасности и др.), эстетическое (общение с природой, знакомство достижениями культуры и др.) и др.
С каждым годом число занимающихся туризмом вообще и спортивным в частности увеличивается. Возрастающая популярность спортивного туризма забрасывает группы туристов в отдаленные уголки нашей страны на преодоление маршруты с повышенной сложностью, что требует увеличения профилактики несчастных случаев и обеспечения безопасности
Глава 2. Особенности психологической подготовки туристов
2.1. Основное понятие и содержание психологической подготовки
Подготовка человека к определенной деятельности — это процесс формирования готовности к продуктивному участию в ней. В этой готовности можно выделить ряд компонентов: мышечный, функциональный, операционный, психологический и др. К любой деятельности, к любой роли человек должен быть готов психологически. Особенно к новой. Особенно при изменяющихся условиях, поэтапном достижении целей, скачках потребностей и ценностных ориентации. Именно такой является деятельность спортсмена. Точно так же результат деятельности, удовлетворенность ею, внутренний психологический комфорт, переживания человека во многом зависят от его психологической готовности не только к процессу деятельности, но и к ее условиям: конкретному режиму жизни, оценке его личности, возможным наказаниям или поощрениям, особенностям общения с определенным кругом лиц и, вообще, к тому специфичному психологическому климату и психическому напряжению, которые неизбежно сопровождают любую продуктивную деятельность.
Список использованной литературы
1. Абалаков В. Спутник альпиниста. - М. 1970.
2. АйдаралиевАА., Максимов АЛ, Адаптация человека к экстремальным условиям. -Л.:«Наука», 1988.
3. Алешин В.М., Серебряников А.В. Туристская топография, - М., 1985.
4. АппенянскийА.Й. Методика врачебно-педагогического контроля в туризме. - М.: ЦРИБ «Турист», 1990. 4
5. Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. - М., 1989.
6. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: физкультура и спорт, 1978.
7. Баррин КюВ. Азбука туризма. - М., 1981.
8. Берман А.Е, Путешествия на лыжах. - М.,1968.
9. Берман А.Е. Юный турист. - М., 1977.
10. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - М.; СПб.: «Невский фонд». 2000.
11. Булгаков А.А. Велосипедный туризм для всех. - М., 1984.
12. Варламов В.Г. Физическая подготовка турисгов-пешеходников. - М., 1979.
13. Васильев И.В. В помощь организаторам и инструкторам туризма. 2-е изд. - М., 1973.
14. Веретенников Е.И.,Дрогов И.А. Общественный туристский актив. - М., 1990.
15. Волков Н.Н. Спортивные походы в горах. - М., 1974.
16. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. - М., 1980.
17. Востоков И.Е. Классификация пешеходных маршрутов. - М., 1990
18. Ганопольский Б.И. Организация и подготовка спортивных туристских походов, - М., 1986.
19. Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник, для институтов и техникумов физической культуры. – М, 1987.
20. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособ. для студ. высш. пед.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
21. Гранильщиков Ю.В. Семейный туризм. - М., 1983.
22. Гранильщиков Ю.В., Вейцман С, Шумановский В. Горный туризм. - М., 1966.
23. Григорьев В.Н., Дубровский Л.Н. Подготовка туристов-водников. - М., 1975.
24. Григорьев В. Н., Севостьянов РМ Обеспечение безопасности в водных путешествиях. - М., 1976.
25. Забелин Н.М., Аралов Н.С. Путешествие в национальный парк. - М., 1990.
26. Зорин И.В., Штюрмер Ю.А. Туризм и охрана окружающей среды. - М., 1986.
27. Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. Спортивные походы на плотах. - М., 1985.