Введение:
На протяжении всей истории развития нашего государства туризм играл и продолжает играть важную роль в физическом развитии и нравственном воспитании.
Туризм является одним из наиболее действенных средств занятости свободного времени, формирования здорового образа жизни, особенно подростков, нуждающихся в неординарных методах воспитания.
В работах различных авторов подчеркивается, что в занятиях туризмом формируются различные направления общественно – воспитательной работы с населением – общественное (развитие общественной активности, умение подчинить себя интересам коллектива и др.), нравственное (взаимоотношения между участниками и коллективом и др.), патриотическое (формирование национальной гордости, знакомство с богатствами Родины и др.), интернациональное (общение с людьми различных национальностей, культурой и др.), военно-прикладное (умение переносить тяготы походно-полевой жизни, ориентироваться на местности и др.), умственное (расширение знаний и др.), физическое (физических качеств, способность к длительному физическому напряжению и др.), психологическое (профилактика несчастных случаев, обеспечение безопасности и др.), эстетическое (общение с природой, знакомство достижениями культуры и др.) и др.
С каждым годом число занимающихся туризмом вообще и спортивным в частности увеличивается. Возрастающая популярность спортивного туризма забрасывает группы туристов в отдаленные уголки нашей страны на преодоление маршруты с повышенной сложностью, что требует увеличения профилактики несчастных случаев и обеспечения безопасности
Для повышения безопасности в туризме необходима квалифицированная психологическая подготовка.
Глава 2:
Однако честолюбие нельзя путать с тщеславием. Любить честь, славу, добиваться их трудом и талантом, несомненно, полезно и туристу и обществу. Но стремиться к «тщетной славе», радоваться случайному, незаслуженному успеху либо использовать успех других — это отрицательная черта личности. Спортсмен с элементами тщеславия может действовать в ущерб коллективным интересам, проявлять зазнайство, высокомерие, склонность к саморекламе. Он обычно снижает активность в достижении новых спортивных рубежей, так как сознательно или неосознанно полагает, что его должны чтить и за старые заслуги. Отсюда понятно, что формирование и развитие установки на достижение успеха требует специального контроля, нормирования и регуляции.
Оптимальное соотношение поощрений и наказаний. Поощрение и наказание являются наиболее распространенными способами мотивации человека к деятельности, особенно в туризме, нередко требующем проявления максимума возможностей. Эффект поощрения и наказания определяется их справедливостью, силой, своевременностью, формой, индивидуальными особенностями туриста и тренера, стилем управления и пр. Очень важно также оптимальное соотношение поощрений и наказаний, которое характеризуется преобладанием поощрений.
Словесное поощрение элементарно просто, но действенно. Добрые слова, своевременная обоснованная похвала как бы вливают новые силы в туриста. В качестве поощрения могут использоваться также грамоты, значки, жетоны, медали, призы, поездки и т. п. Своевременное и тактичное поощрение служит хорошим стимулом, поддерживающим длительный интерес и высокую активность в туризме.
Развитие традиций группы. Одна из главных психолого-педагогических задач в туризме — формирование коллектива, создание атмосферы командного духа. Желание делать что-то для общей пользы, своими усилиями помогать решать коллективные задачи и одновременно чувствовать уверенность в том, что коллектив всегда поддержит и поможет, способствует высокой продуктивности спортивной деятельности. Развитие традиций команды, организация туристских праздников, посвященных историческим датам, успехам команды, поиск интересных ритуалов и многое другое — все это хорошие мотивы для сохранения стремления оставаться в туризме и прогрессировать как можно дольше.
Заключение:
Туристская подготовка представляет собой процесс формирования системы знаний, умений, навыков (ЗУН), необходимых для занятий спортивным туризмом и совершенствования в этом виде спорта. По своей сути – это процесс повышения уровня подготовленности туристов к преодолению естественных препятствий в условиях спортивных туристских походов и соревнований по туристскому многоборью.
Достижение высоких спортивных результатов в туризме возможно при решении основных задач учебно-тренировочного процесса: обеспечения всестороннего физического развития; воспитания высоких моральных качеств; овладения туристской техникой и тактикой; приобретения необходимых, знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки; совершенствования спортивного мастерства.
Туристская подготовка планируется и осуществляется на принципах научности, всесторонности, сознательности и активности, повторности и систематичности, постепенности, доступности, коллективности в сочетании с индивидуализацией, наглядности и прочности. Перечисленные принципы взаимосвязаны, и только применение их в неразрывной совокупности обеспечивает высокую эффективность учебно-тренировочного процесса.