ВВЕДЕНИЕ
Человеческая индивидуальность и личность в целом всегда были объектом пристального внимания наук о человеке. Эпоха социально-экономических пре-образований, происходящих как в нашей стране., так и во всем мире, привела к изменению психологического статуса отдельного индивида, а его самоценность и самобытность определили основной лейтмотив психологических исследова-ний.
Системообразующим и интегративным ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции чело-века, уровень его притязаний, бою систему оценок. Самооценка влияет на фор-мирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка обусловливает динамику и направленность развития субъекта. Формируясь в раннем детстве, самооценка личности длительное время остается довольно пластичной, что позволяет создать некоторые условия для ее измене-ния в случае нарушения адекватности и позитивности.
2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ САМООЦЕНКИ
Исследование самооценки по методике Дембо - Рубинштейн.
Методика предложена С. Я. Рубинштейн (1970) для исследования само-оценки. В ней использован прием Т. Dembo, с помощью которого обнаружива-лись представления обследуемого о своем счастье. С. Я. Рубинштейн значи-тельно изменила эту методику, расширила ее, ввела вместо 1 шкалы отсчета 4 (здоровье, умственное развитие, характер и счастье). Следует заметить, что ис-пользование шкалы отсчета для характеристики какого - либо личностного свойства значительно больше способствует выявлению позиции обследуемого, чем применение альтернативных методик типа профиля полярностей и листа прилагательных, когда больному предлагают набор определений (уверенный - робкий, здоровый - больной) и просят обозначить свое состояние (Н. Heirmann, 1967). В методике Дембо - Рубинштейн обследуемому представляется возмож-ность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с уче-том ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного лично-стного свойства.
Методика отличается крайней простотой. На листе бумаги проводится вер-тикальная черта, о которой обследуемому говорят, что она обозначает счастье, причем верхний полюс соответствует состоянию полного счастья, а нижний за-нимают самые несчастливые люди. Обследуемого просят обозначить на этой линии чертой или кружочком свое место. Такие же вертикальные линии прово-дятся и для выражения самооценки больного по шкалам здоровья, умственного развития, характера.
Затем приступают к беседе с больным, в которой выясняют его представ-ление о счастье и несчастье, здоровье и нездоровье, хорошем и плохом харак-тере и т. д. Выясняется, почему больной сделал отметку в определенном месте шкалы для обозначения своих особенностей. Например, что побудило его по-ставить отметку в данном месте шкалы здоровья, считает ли он себя здоровым или больным, если больным, то какой болезнью, кого он считает больными. Своеобразный вариант методики описан Т. М. Габриял (1972) с использовани-ем каждой из шкал с 7 категориями, например: самый больной, весьма больной, более или менее больной, средне больной, более или менее здоровый, весьма здоровый, самый здоровый. Использование шкал с такой градацией, по наблю-дению автора, обеспечивает более тонкие различия в выявлении позиции об-следуемых.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева Н. Н. Развитие образа себя. М., 1982.
2. Алексеев В. А. Развитие самооценки на рубеже подросткового и юноше-ского возраста. М., 1985.
3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.
4. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологи-ческие труды. Том 2. М., Просвещение, 1980.
5. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. Ленинград, ЛГУ, 1968.
6. Андрущенко Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки. М., 1978.
7. Архипова Е. А. Влияние воспитателя и сверстников на самооценку детей. Минск, 1983.
8. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитания. М., Прогресс, 1986.
9. Богданова Д. Я. Практические занятия по психологии. М.: Физкультура и спорт, 1989.
10. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Ленинград, ЛГУ, 1965.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика, 1991.
12. Гиппенрейтер Ю. Б., Пузырей А. А. Психология личности. Тексты. М.: Из-дательство Московского университета, 1982.
13. Горбачева В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки. АПН РСФСР, 1952, №18
14. Джеймс У. Психология. М.: Педагогика, 1991.
15. Добрынин С.Я. Структура и динамика мотивов деятельности. // Вопросы психологии, 1984, №4.
16. Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни. М.: Просвеще-ние, 1990. С.52–150.
17. Захарова А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности // Пси-хологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 1977.
18. Зелуганова Е. А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности. М., 1995.
19. Ковалев А.Г. Психология личности. М., Просвещение, 1969.
20. Козак М. Г. Динамика оценочных отношений личностей к себе и к другим. Киев, 1978.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
22. Липкина А. И. Самооценка. М.: Знание, 1976.
23. Липкина А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностно-го параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умствен-ного развития учащихся. М., 1975.
24. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятель-ности. М., 1968.
25. Майерс Д. Социальная психология. С.-Петербург: Питер, 1997.
26. Мей Ролло. Искусство психологического консультирования. М.: Незави-симая фирма «Класс», 1994, с. 107–120.
27. Мисюрина Т. Э. Преодоление неадекватной самооценки у старших подро-стков в процессе их приобщения к общественно-полезной деятельности. Алма-Ата, 1978.
28. Немов Р.С. Психология, М., Владос, 1998.
29. Общая психология / под ред. А.В. Петровского, М., Просвещение, 1977.
30. Осьмак Л. П. Психологические особенности самоутверждения подростков. Киев, 1990.
31. Петровский А. В. Введение в психологию. М.: Academia, 1995.
32. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
33. Уруптаева Г. А. Практикум по психологии. М.: Просвещение, 1995.
34. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. М.: КСП+, 1997.
35. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С.-Петербург: Питер, 1997.