ВВЕДЕНИЕ.
В связи с тем, что либерализация рынка транспортно-экспедиционных услуг в нашем обществе идет сравнительно недавно, а в некоторых областях она только начинается, говорить о существовании развитых обычаев делового оборота в сфере транспортно-экспедиторского обслуживания различными видами транспорта, характерных собственно для внутреннего рынка, пока преждевременно.
В настоящее время отсутствует полноценное (полномасштабное) правовое регулирование рассматриваемого вопроса. Это подтверждается отсутствием предусмотренного ГК федерального закона, глубокими пробелами в самом Кодексе. Но развитие рыночных отношений, ускорение хозяйственного оборота, закономерное разделение труда потребуют качественных транспортно-экспедиционных услуг, что невозможно без четкой правовой регламентации обсуждаемой проблемы.
В нормативные акты регулирующие данный вопрос зачастую не менялись около трех десятков лет что позволяет сказать о возможных нестыковках с законодательством принятым в последние время. Видится необходимым обратить внимание на то, что до настоящего момента действует «Устав автомобильного транспорта РСФСР» (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 № 12). Разве может нормативный акт принятый в период плановой экономики применятся к отношениям в современной рыночной экономики.
Цель и задачи исследования квалификационной работы.
Главными целями настоящей работы является исследование теоретических и практических вопросов понятия договора транспортной экспедиции в системе договоров, особенности ответственности сторон за ненадлежащее исполнение данного договора.
Данная цель обусловила постановку следующих конкретных задач:
-определение сущности договора транспортной экспедиции, выявление и характеристика его признаков;
-исследование правоотношений, складывающихся по поводу заключения и условий договора транспортной экспедиции;
-анализ норм действующего законодательства о договоре транспортной экспедиции и ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение;
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ.
§ 1. Условия договора транспортной экспедиции.
Содержанием договора транспортной экспедиции является совокупность условий (пунктов). В статье 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, если содержание соответствующего условия не предписано законом или иными правовыми актами.
В науке гражданского права принято делить условия на существенные, обычные и случайные. Закон не устанавливает перечня существенных условий для каждого вида договоров. Он формулирует лишь критерии, которыми они определяются.
Существенными являются те пункты договора, которые: а) признаны такими по закону; б) необходимы для договоров данного вида; в) относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
По договору транспортной экспедиции существенными условиями являются следующие: предмет, качество выполняемых работ, сроки исполнения договора, цена, порядок оплаты, место исполнения договора, форма договора и ответственность сторон.
Указанные существенные условия присущи многим другим договорам. Однако в договоре транспортной экспедиции они имеют особое значение, обладают характерными особенностями.
Большинство условий договора транспортной экспедиции определяются законом или другими нормативными актами - типовыми договорами, соглашениями, правилами централизованного завоза (вывоза).
Одним из существенных условий договора экспедиции является качество работы. Предполагается, что работа должна быть выполнена так, как обусловлено договором.
В рассматриваемом договоре субъектами являются клиент и экспедитор.
Клиентом в таком договоре может быть как отправитель, так и получатель груза. Следует полагать, что клиентом в договоре могут выступать наряду с отправителем и получателем груза также и другие лица: собственник груза, перевозчик и другие субъекты, интересы которых связаны с перевозкой вследствие наличия договорных отношений с отправителем или получателем груза.
Экспедитором может быть юридическое лицо- предприниматель, а также гражданин, получивший статус предпринимателя.
Для осуществления экспедиционной деятельности необходимо получение лицензии с соблюдением процедур, установленных актами Правительства РФ , а также Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г.
Обычно экспедиционные организации создаются органами транспорта как самостоятельные предприятия. Таковы транспортно- экспедиционные конторы (ТЭК) на железнодорожном, речном и автомобильном транспорте. Но на некоторых железных дорогах функции экспедиторов выполняют линейные товарные станции, на морском транспорте - морские порты.
При исполнении обязанностей экспедитора перевозчиком (п.2 ст.801 ГК РФ) возникает сложный и практически важный вопрос о разграничении обязательств сторон, вытекающих из договоров перевозки и экспедиции. Возможны две ситуации.
Во-первых, отношения экспедиции и перевозки обособлены, и перевозчик выступает экспедитором в отношении другого лица (например, переотправка груза по новому транспортному документу).
Во-вторых, перевозчик выполняет функции экспедитора в рамках заключенного им договора перевозки, что бывает чаще.
Практическое значение такого деления состоит в том, что в первом случае отношения сторон должны быть подчинены правилам о договоре транспортной экспедиции, во втором - к таким отношениям, в зависимости от их характера, надлежит применять нормы или о договоре экспедиции, или о договоре перевозки, поскольку сами экспедиторские функции выполняются при осуществлении перевозочного процесса. Это касается, прежде всего, ответственности сторон и сроков исковой давности, которые в договорах транспортной экспедиции и перевозки груза различны (три года и один год).
Библиография
I. Нормативные Акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. Принят Государственной Думой 21.10.94г, //Собрание законодательства РФ, 05.12.94, № 32, ст. 3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. Принят Государственной Думой 22.12.1995г. //Собрание законодательства РФ, 29.01.96, № 5, ст. 410.
3. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.1991г. //Ведомости СНД и ВС СССР, 26.01.91г., ст.733.
4. "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ(принят ГД ФС РФ 07.02.2001) / "Собрание законодательства РФ", 12.03.2001, N 11, ст. 1001,
5. Федеральный закон РФ «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации» от 08.01.1998г. //Собрание законодательства РФ, 12.01.98, №2, ст. 218.
6. Устав автомобильного транспорта РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР № 12 от 08.01.1969г. //СП РСФСР, 1969 г., №2-3, ст. 8.
7. "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ (принят ГД ФС РФ 31.03.1999) (ред. от 26.05.2001) // "Собрание законодательства РФ", 03.05.1999, N 18, ст. 2207.
8. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.97 № 60-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.02.97) //Собрание законодательства РФ, 24.03.97, № 12, ст. 1383.171
9. Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте» от 20.07.1995г. //Собрание законодательства РФ, 28.08.95,N 35, ст.3505.
10. Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 21.03.2002) "О лицензирование отдельных видов деятельности" // "Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3430,
11. ФЗ от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" // "Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 127
12. «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (с изм. от 30.12.2001) // «Ведомости СНД и ВС РФ», 11.03.1993, N 10, ст. 357,
13. Постановлением Правительства РФ от 12.01.2001 г. N 25 «Положение о лицензирование перевозочной деятельности на внутреннем водном транспорте» // "Собрание законодательства РФ", 22.01.2001, N 4, ст. 289,
14. Постановление Правительства РФ от 24.01.98 № 85 «О лицензировании деятельности в области гражданской авиации» (вместе с «Федеральными авиационными правилами лицензирования деятельности в области гражданской авиации») //«Собрание законодательства РФ», 02.02.98, № 5, ст. 622,
15. Постановление Правительства РФ от 05.04.2001 N 265 "О лицензировании деятельности по транспортно - экспедиционному обслуживанию юридических и физических лиц на автомобильном транспорте" // "Собрание законодательства РФ", 16.04.2001, N 16, ст. 1596,
16. «Конвенция организации объединенных наций о договорах международной купли-продажи товаров» от 11.04.80г. // Вестник ВАС РФ. №1. 1994
17. Инструкции «О порядке приемки продукции производственно-коммерческого назначения и товаров народного потребления по количеству» (утверждена Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965 г. № П-6);
18. Инструкции «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (утверждена Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7).
19. "Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом" (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971) (Применяется в части, не противоречащей гл.40 ГК РФ) // Москва, "Транспорт", 1984
II. Научная литература
1. Баринов Н.А. Имущественные потребности и гражданское право.// Саратов, 1997. с.32-41
2. Будрина, Е.В. Основы транспортно-экспедиционной деятельности : : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. и инженер. специальностям / / М 2000
3. Величко, В.И. Основы транспортного экспедирования на железнодорожном транспорте / / М 2000
4. Вельможин, А.В. Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками : //: М 2000
5. Галанин, Ю.Н. Применение законодательства в сфере перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности на автомобильном транспорте : Метод. рекомендации /... М 1996
6. Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран.//Сборник нормативных актов: гражданские и торговые кодексы. М., Изд-во УДН, 1996. С.116-118.
7. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 4.// Санкт-Петербург, 1996. С. 663.
8. Дегтярев, В.В. Лицензирование перевозочной, транспортно-экспедиторской, брокерской, специального водопользования и другой деятельности, связанной с осуществлением тр... / М 1998
9. Котиков, Ю.Г. Основы теории транспортных систем : //: Учеб. пособие М 2000
10. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права // ЮРИСТЪ М. 1997, с.541
11. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.// М., 1997. С. 907.
12. Плужников, К.И. Транспортное экспедирование : Учеб. для студентов трансп. вузов / С 1999
13. Резер, С. М. Логистика экспедирования грузовых перевозок // С. М. Резер ; Рос. акад. наук М 2002
III Материалы Юридической практики
1. Письмо Государственного арбитража СССР от 29.03.68г. № И-1-7. //Справочная правовая система «АРБТ».
2. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.08.92г. //Вестник ВАС РФ. №1. 1992.
3. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.93г. //Вестник ВАС РФ. №9. 1993.
4. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8310/95 от 17.09.96г. //Вестник ВАС РФ. №12. 1996.
5. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.96г. //Вестник ВАС РФ. №1. 1997.
6. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 ноября 1996г. №3375/96/3. //Справочная правовая система «Гарант».
7. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, №11, 1994.