ВВЕДЕНИЕ
Предъявление для опознания – следственное действие, издавна и с успехом используемое органами дознания, предварительного следствия и суда в целях раскрытия преступлений.
Как самостоятельное процессуальное действие оно возникло, и законодательно было урегулировано в УПК 1960 года. Ранее законодатель не усматривал надобности в отдельной регламентации предъявления для опознания, так как это следственное действие считалось составной частью других следственных действий, закрепленных законом, и представлялось как часть криминалистической идентификации.
Широкое применение предъявления для опознания, разработка его особенностей и задач проведения привела к тому, что появилась необходимость выведения этого следственного действия из состава других следственных действий и придания ему самостоятельного значения.
Так, на основе достижений уголовно-процессуальной и криминалистической науки в УПК 1960 года появилась регламентация такого процессуального действия как предъявление для опознания.
В связи с этим многие авторы посвятили работы этому следственному действию, где большое внимание уделяли специфике, тактическим особенностям, общим правилам проведения предъявления для опознания, разрабатывая определенные рекомендации проведения этого следственного действия для практических работников.
В настоящее время ситуация несколько изменилась. Работы, посвященные предъявлению для опознания подготовлены без малого 20 лет назад, многое устарело, некоторые разработанные учеными рекомендации не выдержали испытания практикой и были ею отвергнуты. Необходимо отметить, что в научных работах как правило большой акцент делался на предъявлении для опознания людей, реже – других объектов, так как в практике наиболее распространенным является именно этот вид данного следственного действия.
Вместе с тем практика требует разрешения ряда спорных практических вопросов регламентации порядка предъявления для опознания, таких как порядок взаимного опознания; порядок проведения опознания в случаях, когда изменилась внешность опознаваемого к моменту его предъявления для опознания; порядок признания доказательственного значения за опознанием, которое состоялось в ходе розыскных действий; порядок предъявления для опознания в случаях, когда опознающий на предварительном допросе не может указать примет опознаваемого лица, но уверенно заявляет, что сможет его опознать. Много вопросов возникает при проведении опознания по фотографии, кино- и видеоизображению, а также опознания по голосу.
2. Тактические особенности проведения предъявления для опознания.
2.1. Подготовка и производство предъявления для опознания.
Понимание сложности и многогранности рассматриваемого процессуального действия привело к тому, что предъявление для опознания является единственным следственным действием, подготовка к проведению которого достаточно подробно регламентирована уголовно-процессуальным законодательством. Тактические рекомендации по проведению данного этапа прежде всего базируются на закрепленных в законе требованиях. Подготовка к предъявлению для опознания складывается из определенного набора действий.
Прежде всего необходимо отметить, что анализ норм уголовно-процессуального кодекса позволяет прийти к выводу о том, что закон не требует вынесения постановления о предъявлении для опознания. Бланк такого документа отсутствует в ст. 476 УПК РФ. Именно поэтому нельзя согласится с противоположным немотивированным мнением Гуева А.Н, который считает, что «о предъявлении для опознания выносится постановление, которое должно отвечать общим требованиям ст. 164 УПК РФ.
Следователь (дознаватель и др.) мысленно принимает решение о необходимости и возможности предъявления для опознания и приступает к производству данного следственного действия. При этом он решает задачу установления тождества или различия опознаваемого объекта с ранее наблюдавшимся лицом, предметом и др.
При производстве опознания судом суд выносит постановление или определение в соответствии с требованиями ст. 256 УПК РФ. В нем указываются основания, вызвавшие необходимость производства этого процессуального действия, его цель, место и время, лица, которые принимают участие в его проведении(приложение 3).
Прежде всего в соответствии с законом опознающий должен быть предварительно допрошен об обстоятельствах, при которых происходило первоначальное восприятие, а также о приметах и особенностях, по которым он сможет узнать интересующий его объект.
Невыполнение этого требования закона имеет следствием признание протокола предъявления для опознания не имеющим юридической силы.
Какое количество раз опознающий был допрошен, не имеет значения. Но имеет значение предмет допроса. Последний четко ограничен содержанием ч. 2 ст. 193 УПК РФ.
Прежде чем принять решение о предъявлении для опознания, следователь обязан подробно допросить обвиняемого (подозреваемого и др.) об обстоятельствах, при которых они видели предъявленное для опознания лицо (предмет и др)., а также о приметах и особенностях, по которым они могут его опознать.