Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирова-ние, осуществляемое в рамках избранной властью экономической и налоговой политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой являются на-логи. Именно посредством финансовой системы государство образует централи-зованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денеж-ных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государст-венные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, налоговую систему. Государственный бюджет и налоги, яв-ляются главными средствами мобилизации и расходования ресурсов государства, дают политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритет-ных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защи-щенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование налоговой системы общества, насколько бюджетная и налоговая политика госу-дарства будет отвечать требованиям времени.
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сего-дняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансо-вой системы, бюджетной и налоговой политики общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось установление общих принципов бюджетного и нало-гового законодательства и правовые основы функционирования бюджетной и на-логовой системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение налоговой системы и налоговой политики, теоретических и законода-тельных основ и реальной практики функционирования налогового механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованно-го фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любо-го государства.
Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределе-ние доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, меж-отраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное ре-гулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной полити-ки с учетом долгосрочных интересов страны.
Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения госу-дарства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получа-телями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хо-зяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств.
Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять соци-альные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, обра-зования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.
При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, об-ществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Сектор государст-венного управления отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат - с помощью налогов и иных обязательных платежей дру-гих секторов экономики.
Список использованной литературы
1. Аронов А. В. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый вестник. – 2003 г. № 5 – с. 33 - 35
2. Астапов К. Л. О реформе налоговой политики // Финансы. – 2003г. - № 10 – с. 29 – 31
3. Белова С. В. Планирование платежей в бюджет // Бухгалтерский учет. – 2003г. - № 11 – с. 65 – 67
4. Голубев О. Модернизация налоговой системы – стимул развития малого биз-неса // Налоговое обозрение. – 2003г. - № 1 – 2 – с. 76 – 80
5. Горский И. В. Налоговая политика и экономический рост // Финансы. – 2000г. - № 1 – с. 22 – 26
6. Финансы: Учебник / Под ред. Л. А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2004г., с. 155 – 158
7. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие / Под ред. Е. Н. Евтигнеева. – М.: ИНФРА – М, 2004г.
8. Караваева И. В Направления и причины современных налоговых реформ // Финансы. – 2003г. - № 10 – с. 26 – 28
9. Караваева И. В. Совершенствование налоговой политики России с учетом ка-надского опыта // Все для бухгалтера. – 2005г. - № 4 – с. 31 – 41
10. Караваева И. В. Закономерности развития налоговых систем во второй поло-вине ХХ в. // Банковские услуги. – 1998г. - № 7 – 8 – с. 63 – 70
11. Караваева И. В, Налоговая политика в ХХ столетии // ЭКО. – 2000г. - № 8 – с. 117 – 133
12. Кашин В. А. Налоговая доктрина и налоговое право // Финансы. – 2001г. - № 7 – с. 27 – 29
13. Кашин В., Мерзляков И. Международная налоговая конкурентоспособность России // Аудитор. 1998г. - № 3 – с. 12 – 14
14. Налоговое право России: Учебник / Под ред. И. И. Кучерова. – М. Юр Инфо Р, 2000г., с. 279 – 284
15. Манько А. Налоговая политика в Российской Империи // Финансовый бизнес. – 2000г. - № 4 – с. 58 – 60
16. Материал предоставлен информационно – аналитическим управлением Аппа-рата Совета Федерации РФ Проблемы налоговой реформы в современной Рос-сии // Финансовый бизнес. – 1999г. - № 3 с. 2 – 6
17. Назаров А. И. Учетная и налоговая политика и резервы увеличения доходов бюджета // Финансы. - 2003г. - № 10 – с. 37 – 38
18. Осипов С. Анализ некоторых параметров налоговой системы: реалии и пре-увеличения // Налоги. – 2004г. - № 1 – с. 55 – 61
19. Пансков В. Г. Организационные вопросы налоговой реформы // Финансы. – 2004г. - № 1 – с. 33 – 37
20. Пансков В. Г. Идет ли в России налоговая реформа? // Российский экономиче-ский журнал. – 2003г. - № 11 – 12 – с. 22 – 26
21. Пономаренко Е. О бюджетно – налоговой политике на 2001г. // Экономист. - № 11 – с. 59 – 66
22. Пушкарев В. М. Либеральный поворот налоговой политики В России // Фи-нансы. – 2004г. - № 1 – с. 24 – 27
23. Финансы: Учебник / Под ред. проф. Романовского. – М..: Перспектива, Юрайт, 2000г., с. 279 – 284
24. Самохвалов А., Куникеев Б. Об основных тенденциях и результатах налого-вой политики // Финансист. – 2001г. - № 3 – с. 42 – 48
25. Шаталов С. Д. Опорные конструкции налоговых преобразований // Финансы. – 2000г. - № 2 – с. 3 – 7
26. Налоги и налогообложение: Учебник Под ред. Т. Ф. Юткиной. – М.: Инфра – М, 1998г., с. 128 - 133
27. Налоги и налогообложение. Под редакцией И.Г.Русаковой, В.А.Кашина. Москва, «ЮНИТИ», 1998 г.
28. Налоги. Д.Г.Черник. Учебное пособие для студентов ВУЗов. Москва, «Фи-нансы и статистика», 1997 г.
29. Экономическая теория. В.Я.Иохин. «Юрист», Москва 2004 г.
30. Интернет – www.admin.smolensk.ru (admin.smolensk.ru/nalog/IST)
31. Интернет – www.nalog.ru