ВВЕДЕНИЕ
В данной дипломной работе нами выдвинута проблема защиты прав несовершеннолетних реабилитационного центра.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в настоящее время в социальной педагогике не достаточно рассмотрена междисциплинарная тематика защиты прав несовершеннолетних. Практически не существует социально-педагогических исследований, качественно раскрывающих именно юридический аспект деятельности социального педагога по защите прав несовершеннолетних. Практически не затрагиваются в методических и учебных трудах по социальной педагогике вопросы ювенальной юстиции в рамках защиты прав несовершеннолетних.
Ювенальная юстиция - термин международный, обозначающий специализированную систему правосудия в отношении несовершеннолетних.
В международных стандартах не содержится прямого требования о создании специальных судов по делам несовершеннолетних, однако выражена мысль о том, что для соответствия современным требованиям необходима совершенно новая система судопроизводства в отношении несовершеннолетних. В частности, в п. 3 ст. 40 Конвенции о правах ребенка (1989 г.) закреплено, что «государства-участники стремятся содействовать установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении». Правила ООН, касающиеся защиты прав несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.), также говорят о необходимости создания «системы правосудия в отношении несовершеннолетних».
Российским юристам, на мой взгляд, необходимо более тщательно изучить опыт страны, отметившей 100-летний юбилей судов по делам несовершеннолетних их ликвидацией во избежание повторения чужих ошибок. Цель ювенальной юстиции - обеспечить максимально щадящую неформальную процедуру судебного разбирательства, учитывающую индивидуальные и возрастные особенности психики несовершеннолетних, а также реализовать гибкую систему уголовно-правовых мер воздействия, преимущественно не связанных с лишением свободы.
Ювенальная юстиция ориентирована, в первую очередь, на социальную реабилитацию молодых людей в обществе. Такой подход сформулирован в ряде важнейших международно-правовых актов.
Правосудие в отношении несовершеннолетних, вопреки распространенному ошибочному мнению, основано вовсе не на снисхождении к правонарушителям, а на понимании причин преступного поведения и поиске эффективных способов воздействия на виновных с учетом их возрастных особенностей, его цель - попытаться избежать дальнейшей криминализации личности и способствовать социальной реабилитации ребенка, а не его отчуждению от общества.
В то же время политика в области правосудия в отношении несовершеннолетних - это не политика, если она не включает в себя профилактические меры.
В России также существовали попытки создания ювенальной юстиции. Профессором Э.Мельниковой и кандидатом юридических наук Г.Ветровой был подготовлен и опубликован проект Закона «О ювенальной юстиции в РФ». Этот проект определил, что ювенальный суд, являясь судом уголовным, может также рассматривать вопросы, касающиеся опеки и попечительства над несовершеннолетними правонарушителями и злоупотреблений родительскими обязательствами в отношении несовершеннолетних.
Данная система должна объединить разнообразные социальные правоохранительные службы, специализированные суды по делам семьи и несовершеннолетних, специальные правоприменительные и нормотворческие службы органов юстиции. Для этой системы необходимы иные, более гуманные процессуальные нормы, в отличие от тех, которые действуют сегодня в российском законодательстве.
Россия, к сожалению, все еще относится к тем немногим странам современного мира, в которых суды и другие правоприменительные органы и службы по делам несовершеннолетних не выделены в самостоятельную подсистему. В то же время опыт реализации в различных государствах тех или иных элементов ювенальной юстиции доказал их достаточно высокую эффективность в деле защиты прав, свобод и законных интересов детей.
На наш взгляд, принятие Закона «Основы законодательства о ювенальной юстиции РФ» позволит:
1. перевести решение многих проблем по защите прав, свобод и интересов детей с федерального уровня на муниципальный и тем самым обеспечить их более эффективное решение;
2. повысить ответственность муниципальных органов самоуправления за воспитание детей, организацию их отдыха и труда;
3. освободить систему органов МВД РФ от исполнения несвойственных ей функций воспитательно-профилактических работ с детьми;
4. максимально сократить применение карательных мер к ним;
5. органам юстиции и образования постепенно сократить численность находящихся в воспитательных учреждениях и тем самым переключить свою деятельность на решение иных задач;
6. существенно сократить финансовые и иные затраты федерального бюджета на исправление и перевоспитание несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
Создание системы ювенальной юстиции важно проводить поэтапно, исходя из кадровых, финансовых и иных возможностей субъектов Федерации по модульному варианту, с использованием как новых, так и ранее выработанных форм и методов социально-правового обслуживания несовершеннолетних, но обязательно в рамках единой научно обоснованной программы, разработанной для конкретного региона. Только этот вариант создания ювенальной юстиции позволит РФ обеспечить максимально гуманное отношение к несовершеннолетним и избежать возможных ошибок.
Целью данного дипломного исследования является анализ защиты прав несовершеннолетних реабилитационного центра.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть реабилитационные центры в системе работы с несовершеннолетними.
3. Проанализировать практическое выявление защиты прав несовершеннолетнего в реабилитационном центре.
Предмет исследования: защиты прав несовершеннолетних реабилитационного центра.
Объект исследования: несовершеннолетние в процессе юридической защиты их прав.
Гипотеза исследования: на настоящий момент система защиты прав несовершеннолетнего в рамках реабилитационного центра нуждается в доработке и совершенствовании.
Структура дипломного исследования включает в себя введение, две взаимосвязанные по смыслу главы, заключение, список литературы и приложение.
Правительством России разработано только примерное положение о социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних. В соответствии со своими задачами центр: обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в центре; на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних; на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений.
Социально – педагогическая система защиты прав ребёнка включает в себя следующие аспекты:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовая литература
1. Конституция РФ. М, 1993
2. Гражданский кодекс РФ
3. Уголовный кодекс РФ
4. Семейный кодекс РФ
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 года № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»
6. Федеральный закон РФ от 3 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
7. Федеральный закон РФ от 21.12.96 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
8. Федеральный закон РФ от 24.06.99 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Учебная и методическая литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2000.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2000.
3. Беличева С.А. Основы превективной психологии. – М.1994.
4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.,2000.
5. Введение в практическую социальную психологию. – М., 1994.
6. Возрастная и педагогическая психологии. /Под ред. А.В.Петровского. – М., 1979.
7. Возрастная и педагогическая психологии. /Под ред. М.В.Гамезо. – М.,1984.
8. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. – М., 1999.
9. Диагностика и коррекция социальной дезаптации подростков. – М., 1999.
10. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М.,1991.
11. Казаков В.Г., Кондратьева Л.П. Психология – М., 1989.
12. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка – М., 1997.
13. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция – М., 1999.
14. Коррекционная педагогика. /Под ред. Б.П.Пузанова – М., 1998.
15. Котюкова В.П. Индивидуальная работа психолога с учащимися в структуре психологической службы в школе – Свердловск, 1991.
16. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. – М., 1986.
17. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. – М., 1965.
18. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976.
19. Мастюков Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. – М, 1992.
20. Мудрин А.В. Социальная педагогика – М., 1999.
21. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000.
22. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. – М., 1984.
23. Немов Р.С. Психология. Т.1. – М., 2000.
24. Немов Р.С. Практическая психология. – М., 1998.
25. Немов Р.С. Психология - М., 1995.
26. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога – М., 1996.
27. Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками – Белгород, 1995.
28. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика – М., 1997.
29. Рабочая книга школьного психолога. – М., 1991.
30. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности – М., 1997.
31. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности. – М., 1999.
32. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя – М., 1991.
33. Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребенка в РФ. Владимир, 2000.
34. Бурлаков В.Н., Шестаков Д.А. Предупреждение насилия в семье и его законодательное регулирование//Вестник СПбГУ. 1996. №1.
35. Гаврилова Т. Детские кражи: причины и следствие // Директор школы. 2001. №.
36. Меркушов А. Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Российская юстиция, N 6, июнь 2000 г.
37. Неклюдов Н.А. Руководство к Особенной части русского уголовного права. Т. 2. Преступления и проступки против собственности. СПб, 1876
38. Особенности производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних // Защити меня. 2000. №1.
39. Пашковская А.В., Степанова И.Б. Ревность как мотивация преступного поведения // Вестник Московского университета. Серия 11. 1997. №1.
40. Пристанская Д. Применение уголовно-процессуальных норм, направленных против жестокого обращения с несовершеннолетними // Журнал российского права. 2001. №8.
41. Пристанская О.В. Правовая защита несовершеннолетних в сфере массового сексуального просвещения //Журнал российского права. 2001. 31.
42. 18. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних (в России) // Юридическая газета. 2001. №29.
43. 19.Пудовочкин Ю., Чечель Г. Квалификация случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную группу // Российская юстиция, N 12, декабрь 2000 г.
44. 20.Пчелинцева Л.М. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами // Журнал российского права. 2001. №6. 13
45. 21.Российская криминологическая энциклопедия / Под ред. А.И.Долговой. М., 2000.
46. 22.Тудос А. Подростки - наиболее криминальная часть населения // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. 38.
47. 23.Фойницкий И.Я. Курс уголовного права: Часть особенная. Посягательства личные и имущественные. СПб., 1912.
48. 24.Холодова Ю. Ребенок бывает кусачий только от жизни собачей (о детской преступности) // Парламентская газета. 2001. 25 июля.
49. 25.Шейфер С.А., Безверхов А.Г. Имущественные преступления в семье: материально-правовой и уголовно-процессуальный аспекты // Государство и право. 2001. №6.
50. 26.Шестаков Д.А. Внутрисемейные насильственные преступления: уголовно- процессуальный аспект// Правоведение. 2001. №2.