Введение
К числу крупных источников дохода бюджета относится налог на доходы с физических лиц, т.к. его уплачивают, практически со всех видов дохода, полученных в течение года.
Прежние правительства, изыскивая средства для пополнения бюджета, в основном пытались повышать налоги и отменять существующие льготы. Обосновывалось это примерно так: заставим людей богатых пополнять бюджет (введем для них повышенную ставку подоходного налога, повысим налоги на владельцев недвижимости, дорогих автомобилей и др.), зато бедные и средние слои населения при этом не пострадают.
Практика показала, что увеличение налогов - путь тупиковый. Эффективная ставка подоходного налога (по которой реально платил до 2001 г. средний российский гражданин) составляла 12,9%. Подавляющее большинство (97% населения) платило до 2001 г. налог по ставке менее 15%, а по максимальной - всего лишь 0,1% населения. Бгатые люди продолжают успешно скрывать и вывозить за рубеж свои доходы.
Правительственные и судебные органы западных стран проводят собственные расследования происхождения капиталов наших граждан.
Поэтому, «Через снижение подоходного налога необходимо легализовать капитал. Ведь сейчас тот, кто зарабатывает мало, платит налогов больше, чем люди с действительно высокими доходами», - считает лидер СПС Ирина Хакамада.
Правительство предложило ради вывода их доходов из "тени" единую для всего населения ставку подоходного налога в 13%. Это дало повод левым заговорить о нарушении социальной справедливости - нельзя, чтобы бедные и богатые платили налог по одной ставке.
Правда, об этом правительство тоже подумало. В направленном в Думу письме говорится, что одновременное увеличение налогов на дорогостоящую недвижимость, резкое повышение ставок транспортного налога в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля, сохранение акцизов на дорогие автомобили и др. "обеспечат соблюдение принципа социальной справедливости при налогообложении".
Введение с 1 января 2000 года жесткого контроля за доходами и расходами физических лиц - одна из таких мер. Формируя налоговую историю каждого физического лица, налоговая инспекция уже через несколько лет сможет спросить: «А откуда у Вас деньги на такую покупку?» и припомнить старые «грешки».
Популярность у предприятий и организаций всевозможных обходных зарплатных схем и «черного нала» объясняется отнюдь не желанием граждан платить подоходный налог. Виной всему чрезмерно высокие отчисления с фонда оплаты труда во внебюджетные фонды - Пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования. .
С каждой выплаченной работнику в качестве официальной зарплаты 1000 рублей предприятие вынуждено отдавать государству 385 рублей. Это настолько невыгодно, что руководство многих компаний либо сознательно рискует, обналичивая деньги и выдавая сотрудникам зарплату «в черную», либо используют лазейки в законодательстве, уклоняясь от выплат в социальные фонды легальным путем. В итоге старики получают мизерные пенсии, а государственная, как бы бесплатная медицина, вне всякой критики.
Исходя из высокой социальной значимости проблемы исследования, его целью являются изучение проблем подоходного налогообложения в современных условиях и определение эффективности.
Поставлены задачи:
1. Рассмотреть развитие и социальные аспекты подоходного налогообложения.
2. Изучить налогообложение доходов физических лиц.
3. Рассмотреть динамику поступления подоходного налога на примере Павловского МППЖКХ.
Павловское МППЖКХ является зарегистрированным юридическим лицом РФ, имеющее самостоятельный баланс и занимающееся обеспечением устойчивого функционирования жилищно-комунального хозяйства на территории р.п. Павловка.
4. Определить пути совершенствования налогообложения доходов физических лиц.
5. Изучить и рассмотреть аудит налогообложения доходов физических лиц.
Снижение поступления подоходного налога в 1999 г. связано с изменениями в налоговом законодательстве в определении даты получения дохода, т.е. даты выплаты дохода. На предприятии в связи с этим был сделан перерасчет по удержанию подоходного налога, излишние суммы возвращены налогоплательщику. Также увеличилось число работников, имеющих несколько иждивенцев. Предоставлены вычеты в связи с покупкой квартиры нескольким работникам. В последующие годы наблюдается рост поступлений подоходного налога, т.к. заработную плату повысили, увеличилась граница дохода по предоставлению льгот двух-, однократных с 5000 руб. в 1998 г. до 15000 руб. в 2000 г., и соответственно, 20000 руб. и 50000 руб.
С заработной платы удерживается налог работодателями. Граждане, имевшие в течение года доходы не только от выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (службы, учебы), обязаны представлять в налоговые основному месту работы) и могут производиться по другим источникам дохода только при отсутствии основного места работы.
Не удержанные или удержанные налоги не полностью, взыскиваются предприятием с физических лиц до полного погашения задолженности с соблюдением гарантий, установленных законодательством (не более 50% месячного дохода).
До 2001 года при выплате гражданину дохода от продажи имущества подоходный налог удерживается организацией - источником дохода, если доход превышает необлагаемый минимум (5000- или 1000-кратный размер ММОТ), и если гражданин не сообщил в налоговый орган о том, что состоит на налоговом учете (получил идентификационный номер налогоплательщика -ИНН) и произведет уплату налога самостоятельно. В противном случае выплачивающая доход организация сообщает о его сумме налоговому органу по месту своего нахождения.
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс I и II часть, М., 000 «Юрайт-М», 2001г.
2. Закон Российской Федерации № 1998 - I от 7 декабря 1991 года (с изменениями и дополнениями на 2 января 2000 года) «О подоходном налоге с физических лиц».
3. Федеральный закон от 31.03.99 № 65-ФЗ Ставки подоходного налога с физических лиц в Российской Федерации.
4. Приказ МНС России от 04.04.2000 № АП-3-08/120 «О внесении изменений и дополнений в инструкцию Госналогслужбы России от 29.06.95 № 35 «По применению Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц».
5. Новое в подоходном налоге с физических лиц и декларировании их доходов. Законодательные и нормативные акты. Образцы документов. Разъяснения. Сост. Акимова В.М. - Российская газета, 1999, 304 с.
6. Андреева И. Чистая зарплата //Журнал «Итоги», 05 июня 2000, с. 13,
7. Артемьев Р. Налоговый рубеж // Коммерсантъ-DAILY, №64, 16 апр. 1999.
8. Гайдар Е.Т. Аномалии экономического роста. М.: Евразия, 1997, 215с.
9. Егорова Е.Н. Сравнительный анализ налогообложения заработной платы в России и зарубежных странах в 1991 - 1996 годах - М.:ЦЭМИ, 1997, -67с.:граф.
10. Иванов С.И. Вопросы взимания налога с доходов физических лиц//Журнал «Российский налоговый курьер», №2, 2001, с. 6.
11. Горский И.В. Налоги в рыночной экономике. М.: АНКИЛ, 1998, 95с.
12. Козырина Ф.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрипт, 1999, 123с.
13. Лапина О.Г., Воробьева В.Г. Исчисление подоходного налога на предприятии в 1999 году - М.: 1999. - 544 с.
14. Лытнева Н.А., Малявкина Л.И. Начисление и учет подоходного налога с физических лиц - Бухгалтерский учет, № 12, 1998, с. 14-18
15. Козлов С.Ю. Ответственность налогового агента за удержание и перечисление в бюджет подоходного налога с граждан - Все о налогах № 12, 1999,с.19-22.
16. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс, т.1, т.2. Таллинн: 1995, 399с.
17. Мэнкью Г.Н. Макроэкономика. М.: Московский государственный университет, 1997, 736с.
18. Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира (справочник). М.: Фонд «Правовая культура», 1995, 240с.
19. Налоги в развитых странах. Под ред. Русаковой И.Г. М.: Финансы и статистика, 2000,285с.
20. Пепеляев С.Г. Подоходный налог — принципы и структура. М.: Аудиторская фирма «Контакт», 1999, 87с.
21. Пепеляев С.Г. Законы о налогах: элементы структуры. М.: СВЕА, 1998, 64с.
22. Русакова И.Г., Кашина В.А. Налоги и налогообложение - «Финансы», М.:1998.-493 с.
23. Синельников С. и др. «Проблемы налоговой реформы в России: анализ ситуации и перспективы развития», М.: Евразия, 1998, стр. 164-196.
24. Социально-экономическое положение России. М.: Государственный комитет Российской Федерации по статистике. Ежемесячные выпуски. 1990-2001.
25. ТанзиВ., де Ханчером М.К. Вопросы взимания налога, эффективности и справедливости при условно — расчетных методах подоходного налогообложения. Вашингтон: Международный Валютный Фонд, Управление по бюджетным вопросам, 17 авг. 1998, 18с.
26. Тузова Т.П. Проверка предприятия по подоходному налогу. Заметки налогового инспектора - «Статус-Кво 97», 1999. - 224 с.
27. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: 1998, 829с.
28. Хасси У.М., Любик Д.С. Основы мирового налогового кодекса // Проект, финансируемый Международной налоговой программой Гарвардского университета // Предварительное издание. Изд. «Такс Аналистс», 1993, 289с.
29. Юткина Т.Ю. Налоги и налогообложение - «Инфра-М», М.: 1999. - 428 с.