Введение
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической поли-тики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно на-глядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процес-сы, налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально ис-пользовать налоги через присущие им функции, и, прежде всего, фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания кон-кретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.
В последние годы, несмотря на доминирующую роль прямых налогов, наблюдается устойчивая тенденция повышения значимости косвенных нало-гов. Это подтверждается тем, что удельный вес косвенных налогов в общем, объеме налоговых поступлений в бюджет России с I полугодия 1999 года по I полугодие 2003 года увеличился с 31,7 до 40,6 процента, а отношение кос-венных налогов к прямым налогам повысилось с 0,46 до 0,68.
Акцизы представляют собой один из косвенных налогов, взимаемых с на-логоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Как всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя. В настоящее время акцизы явля-ются третьим по величине косвенным налогом после налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины. Введенный в 1992 году, этот налог заме-нил вместе с налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) действо-вавший в условиях централизованной системы налог с оборота. Поступления этого налога занимают 9,4 процента общего объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет России (по данным за 2002 г.).
Он является шестым по величине налогом в налоговой системе страны после единого социального налога, НДС, налога на доходы физических лиц, таможенной пошлины и налога на прибыль организаций. Вместе с тем указан-ный налог, в отличие от других налогов, входящих в налоговую систему Рос-сии, действует только в отношении отдельных, строго оговоренных в законе товаров и видов минерального сырья, называемых «подакцизными». При дос-таточно высоких ставках обложения акцизы играют весьма существенную роль в финансовом положении налогоплательщиков, производящих подакциз-ную продукцию, с точки зрения обеспечения ее сбыта /22/.
Темой моей выпускной работы выбрано акцизное налогообложение такого вида подакцизных товаров как алкогольная продукция, в связи с тем, что как бы на протяжении всей непродолжительной истории существо-вания акцизов в Российской Федерации ни менялась группа подакцизных товаров в эту группу неизменно включалась и, вероятно, никогда из нее не бу-дет исключена алкогольная продукция. Этот товар, учитывая его исключи-тельный характер как с точки зрения потребления (не являются обязательны-ми для всех потребителей и одновременно с этим необходимы исключительно для отдельных добровольных категорий потребителей), так и с фискальной точки зрения (имея достаточно низкие издержки производства и высокую ак-цизную ставку, представляют собой крупный источник доходов бюджета), практически во всех странах мира является объектом обложения акцизами. Собственно, сама история мирового акцизного обложения началась именно с этого вида товаров.
А любая бухгалтерия, как сердце предприятия, особенно чувствительна к изменениям в законодательстве, регулирующем основную деятельность предприятия, в т.ч. и по налогам. От их четкости или не четкости непо-средственно зависит планирование и прогнозирование в организации, зависят взаиморасчеты с бюджетом, в правильности, быстроте и своевременности ко-торых последний, на мой взгляд, заинтересован не меньше первого.
Подытоживая все выше сказанное, не остается сомнений в интересе выбранной мной темы и безусловной практической пользе этих данных как для бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторов, юри-стов, так и для работников налоговой и финансовой системы, различных контролирующих органов.
В данной работе предпринята попытка разобраться в действующей системе акцизного налогообложения в современной России.
Так как показатели составляющие базу налогообложения, прежде всего, должны быть отражены в системном бухгалтерском учете каждого экономического субъекта, что говорит о преимуществе положений норма-тивных документов, регулирующих бухгалтерский учет, перед положе-ниями нормативных документов, регулирующих вопросы налогообложе-ния, то целью моей работы является изучение, прежде всего организации бухгалтерского учета подакцизных товаров и акцизных платежей и толь-ко в следующую очередь полнота и правильность исчисления акцизов.
Задачами моей выпускной работы являются:
• проанализировать действующую налоговую систему России и акцизно-го налогообложения;
• рассмотреть правовую и законодательную базу по порядку начисления и уплаты акцизов;
• подвергнуть анализу организацию и ведение бухгалтерского учета, а также порядок уплаты акцизов на примере ЗАО фирмы «Продторг».
Акцизное налогообложение такого вида подакцизных товаров как ал-когольная продукция в выпускной работе является объектом исследова-ния, а предметом - организация и ведение бухгалтерского учета и порядка уплаты акцизов на примере ЗАО фирмы «Продторг».
2.2 Порядок уплаты акцизов
Рассматривая в предыдущих главах правовые аспекты акцизного об-ложения в Российской Федерации, а также организацию бухгалтерского учета сумм акцизов и порядок их уплаты, которая должна обеспечить по-лучение информации, необходимой для составления налоговых деклараций, следует еще раз вкратце остановиться на учете и порядке уплаты акци-зов, регламентированном налоговым законодательством, а частности ча-стью второй НК РФ.
С вступлением в силу главы 22 НК РФ операция по реализации алкоголь-ной продукции с акцизных складов, за исключением реализации алкогольной продукции с акцизного склада одной оптовой организации акцизному складу другой оптовой организации, признана объектом налогообложения акцизами. В соответствии со ст.18 Закона № 118-ФЗ все положения главы 22 НК РФ, ка-сающиеся акцизных складов и региональных специальных марок, введены в действие с 1 июня 2001 г.
НК РФ установлен особый режим налогового склада в отношении алко-гольной продукции. Под режимом налогового склада понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемый налоговыми орга-нами в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производ-ства и поступления на акцизный склад до момента ее отгрузки (передачи) по-купателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществ-ляющему розничную реализацию. Под действием режима налогового склада находится территория, на которой расположены производственные помеще-ния, используемые для производства алкогольной продукции, а также распо-ложенные вне этой территории специально учреждаемые акцизные склады для ее хранения и акцизные склады оптовых организаций. Запрещается хранение алкогольной продукции в иных местах, за исключением акцизных складов и транспортных средств. Алкогольная продукция, находящаяся под действием режима налогового склада, хранится под контролем налогового органа в спе-циально выделенных помещениях /2/.
Литература
1. Конституция Российской Федерации, статья 57 // СПС Консультант Плюс.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть I, часть II // СПС Кон-сультант Плюс.
3. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ред. от 24.07.2002 г.) //СПС Консультант Плюс.
4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. №129-ФЗ (ред. от 28.03.2002 г.) // СПС Консультант Плюс.
5. Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюдже-те на 2002 год» // СПС Консультант Плюс.
6. Федеральный закон от 24.03.2001 г. № 33-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в неко-торые законодательные акты Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
7. Указ Президента Российской Федерации от 23.05.0119 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Рос-сийской федерации, Правительства Российской Федерации и норма-тивных актов федеральных органов исполнительной власти» // СПС Консультант Плюс.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 г. № 552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых резуль-татов, учитываемых при налогообложении прибыли» (ред. от 07.02.2002г.) // СПС Консультант Плюс.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2002г. №723 «Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи регио-нальных специальных марок» // СПС Консультант Плюс.
10. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении плана сче-тов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности органи-заций и инструкции по его применению» // СПС Консультант Плюс.
11. Приказ МНС России от 18.12.2000 г. № БГ-3-03/440 «Об утверждении методических рекомендаций по применению Главы 22 «Акцизы» На-логового кодекса Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
12. Приказ МНС России 28.02.2001 г. №БГ-3-03/66 «Об утверждении форм декларации по акцизам на подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье и инструкции по ее заполнению» (ред. от 04.02.2002 г.) // СПС Консультант Плюс.
13. Приказ МНС России от 04.02.2002 г. № БГ-3-03/51 «Об утверждении инструкции по заполнению декларации по акцизам» (от 16.07.2002 г.) //СПС Консультант Плюс.
14. Письмо Минфина РФ от 12.11.1996 г. № 96 «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на до-бавленную стоимость и акцизами» // СПС Консультант Плюс.
15. Письмо МНС России от 19.04.2002 г. № 03-4-11/1066/Ч2-П327 «О по-рядке уплаты акцизов» // СПС Консультант Плюс.
16. Закон Ульяновской области от 14.03.2002 г. № 010-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2002 год» (ред от 20.09.2002 г.) //СПС Консультант Плюс Региональный выпуск.
17. Постановление Главы администрации Ульяновской области от 31.03.2003 г. № 29 «О порядке и условиях выдачи разрешений на учреж-дение акцизных складов» //СПС Консультант Плюс Региональный выпуск
18. Басалаева Е.В. Об управлении налогами в организации // Финансы. – 2002. - №10. – С. 77.
19. Волошина А.Н. Налоговый учет // Налоговый вестник.– 2003.–№ 7. - С.77.
20. Калинина Е.М. Налоги и сборы в бухгалтерском учете и отчетности орга-низации // Бухгалтерский учет.– 2000.- № 3,№ 4. - С. 46.
21. Кашин В.А. Налоговая политика России на современном этапе // Фи-нансы.– 2002.–№ 9. - С. 38.
22. Нечипорчук Н.А. Как уплачивать акцизы по алкогольной продукции // Главбух. - 2002. – №17. - С. 32.
23. Пизенгольц М.З. Бухучет и налогообложение // Бухгалтерский учет. –2000.– №14.
24. Седова Н.В. Акцизное налогообложение в современной России // Фи-нансы.– 2001.- №12. - С. 35.
25. Табалина С.А. Соотношение бухгалтерского и налогового учета // Россий-ский налоговый курьер.– 2001.–№ 1. - С. 24.
26. Толкушкин А.В. Налоговые реформы С.Ю.Витте // Финансы.– 2002.– №9. - С. 11.
27. Шереметьева Е.Н., Герасимов В.Б. Акцизы на товары народного потреб-ления и их роль в бюджетной системе России // Налоговый вестник. –2000. - №1. – С. 122.
28. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 396с.