Введение
Учет основных средств на современном этапе становления рыночной эконо-мики в России важен для осуществления экономического анализа наличия, со-стояния, структуры основных средств как на макро- так и на микроуровне. Для организаций очень важно знать, какие устаревшие объекты целесообразно сдать в аренду, реализовать или ликвидировать, какие объекты необходимо приобре-сти или арендовать у других экономических субъектов. Объемы ввода и ликви-дации, видовая и отраслевая структура, степень износа, доля полностью изно-шенных средств, а так же расчетные данные о возрастной структуре основных средств могут представить интерес для инвесторов. С характеристиками основ-ных средств тесно связаны проблемы инвестиций и инвестиционного климата. С одной стороны, основные средства являются объектом инвестирования, и для определения целесообразности вложения в приобретение основных средств важно знать, какие фонды имеются и насколько они нуждаются в замене. С другой стороны, от характеристик имеющихся основных средств в определен-ной мере зависят возможности функционирования организации, и следователь-но, возможности формирования источников инвестиций, начисления амортиза-ционных средств, получение прибыли, привлечение средств со стороны.
Вопрос правильного учета и контроля движения основных средств весьма актуален, т.к. более рациональное использование объектов основных средств может позволить предприятию снизить затраты на производство продукции, а значит уменьшить ее себестоимость. Возможное понижение рыночной цены произведенной продукции повлечет за собой увеличение потребительского спроса на эту продукцию, что, в свою очередь, вызовет увеличение прибыли предприятия. Но следует отметить, что рост прибыли предприятия выгоден не только самому предприятию, хотя оно сможет направить часть полученной прибыли на развитие своего производства, улучшить социальную сферу пред-приятия, но и городу и области в целом, т.к. предприятие сможет своевременно производить расчеты с местным бюджетом; а если предприятию удастся рас-ширить свое производство, то это позволит создать дополнительные рабочие места, а значит частично решить проблему безработицы.
Цель написания работы - рассмотрение вопросов учета и аудита основных средств. В ней дается детальная классификация и структура основных средств, рассмотрены особенности организации аналитического и синтетического учета объектов основных средств, намечены пути контроля.
Исходя из цели при организации бухгалтерского учета основных средств решаются следующие задачи:
правильное оформление документов и своевременное отражение в них дви-жения основных средств (поступление, перемещение и выбытие);
правильное определение результатов от реализации и прочего выбытия ос-новных средств;
правильное определение затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на прове-дение всех видов ремонта);
контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;
контроль за эффективностью их использования;
выявление резервов использования производственных мощностей;
составление отчетности о наличии, движении и выбытии объектов основных средств;
достоверное исчисление налогов, связанных с осуществлением хозяйствен-ных операций с основными средствами;
выявление излишних и неиспользуемых объектов основных средств.
Объектом исследования избрано общество с ограниченной ответственностью «АлСим».
Ст.87 Гражданского кодекса РФ установлено, что обществом с ограничен-ной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учреди-тельными документами размеров; участники общества с ограниченной ответст-венностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную от-ветственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников…/1/.
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются Гражданским Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью.
ООО «АлСим» зарегистрировано 08.04.1999; регистрационный номер 3003526. Свидетельство о государственной регистрации предприятия № 011363 серия УЛГ, выдано регистрационной Палатой мэрии г.Ульяновска, а также имеется свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ, по месту нахож-дения на территории РФ; выдано ГНИ по г.Ульяновску 14.04.1999г. ИНН 7303025222.
Основными видами деятельности ООО «АлСим» являются:
- насыщение потребительского рынка товарами и услугами;
- сервисное обслуживание, ремонт, предпродажная подготовка и продажа ав-томототехники, мототехники, бытовой техники и запчастей к ним;
- маркетинг;
- консалтинг.
ООО «АлСим» является официальным дилером УАЗа по продаже автомоби-лей УАЗ и запасных частей.
Юридический адрес: Россия, 432071, г.Ульяновск, ул.Урицкого,41
Приказом N 001 от 03.01.2002 г. о принятии учетной политики на 2002г. в ООО «АлСим» определены методические принципы бухгалтерского учета, тех-ника ведения бухгалтерского учета, существенно влияющая на оценку и приня-тие решений пользователями бухгалтерской отчетности, организация бухгал-терской службы (Приложение 1). ООО "АлСим" использует в бухгалтерском учете рабочий План счетов /15/.
Среднесписочная численность работников в 2001 г. составляла 16 человек.
В соответствии с учетной политикой организации, моментом определения выручки от реализации товаров, готовой продукции, основных средств и иного имущества, а также оказания услуг осуществляется для:
- целей налога на прибыль - на дату отгрузки по принципу «начисления» /5, гл.25, ст.272/;
- налога на пользователей автодорог - на дату отгрузки по принципу «начисле-ния» /20, гл.2, п.27/;
- НДС - по мере оплаты /5, гл.21, ст.167/.
Теоретической основой учета при написании работы послужили Федераль-ный закон «О бухгалтерском учете», положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ, Налоговый кодекс РФ, ПБУ 6/01, периодиче-ские экономические издания и другие нормативные документы.
Практической основой работы явились: первичная и сводная документация по учету основных средств, регистры синтетического и аналитического учета, акты ревизий и проверок.
Последняя аудиторская проверка результатов финансово-хозяйственной дея-тельности ООО «АлСим» за 1999г. проводилась в I квартале 2000г. Аудитор-ская проверка проводилась аудиторской фирмой ООО «Аудит – Информ». Была проведена аудиторская проверка бухгалтерской отчетности ООО «АлСим» за период с 01.01.1999г по 31.12.1999г. Аудит проводился в соответствии с Вре-менными правилами аудиторской деятельности в РФ выборочным методом. ООО «АлСим» было выдано положительное заключение, то есть отчетность достоверна и подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех сущест-венных аспектах отражение активов и пассивов по состоянию на 01 января 2000г. (Приложение 2).
2.5. Инвентаризация основных средств
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтер-ской отчетности организации обязаны проводить периодическую проверку на-личия числящегося на балансе имущества, его сохранности и правильности хранения, т.е. инвентаризацию, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка /16/.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтер-ской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководи-телем организации, и это должно быть предусмотрено ее учетной политикой, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно, а имен-но:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразо-вании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
До начала инвентаризации рекомендуется проверить /16, п.31-37/: а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и дру-гих регистров аналитического учета; б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической доку-ментации; в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организа-цией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспе-чить их получение или оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.