Рыночная система управления требует более оперативной и комплекс-ной информации по основным средствам. Учет должен быть построен таким образом, чтобы из него можно было получить не только отчетные данные, но и любую информацию, потребность в которой возникает.
В настоящее время размер и техническое состояние основных средств в значительной мере обусловливает величину важных экономических показателей таких как производительность труда, объем производства продукции, ее качество, себестоимость и др. Эффективное использование основных промышленно- производственных фондов ведет к увеличению объема производства без дополнительных капитальных вложений в новое производственное оборудование, что приводит в итоге к снижению затрат на производство, и как следствие этого, к увеличению прибыли, и это, в свою очередь, дальнейшего совершенствования механизма управления эффективностью использования производственных фондов в условиях рыночных отношений. Повышается роль учета за рациональным использованием основных средств. Исходя из важности данного вопроса в условиях перехода страны к рыночным отношениям выбранная тема дипломной работы актуальна. Дипломная работа выполнена на примере Ульяновской дистанции пути .
Ульяновская дистанция пути является обособленным подразделением Отделения Куйбышевской железной дороги (вышестоящего органа управле-ния). Ульяновская дистанция пути осуществляет свою деятельность в сфере транспортных услуг, а также может осуществлять другие не запрещенные за-коном Российской федерации виды деятельности. Все имущество Ульяновской дистанции пути находится в федеральной собственности, отражается в балансе Отделения дороги и закреплено за Ульяновской дис-танцией пути.
В целях повышения эффективности ведения бухгалтерского учета на предприятии Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 г. №34Н предусмотрено, что на каждом предприятии учет ведется в соответствии с принятой на нем учетной политикой.
В целях создания благоприятных экономических условий для активного обновления основных средств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1994г. “ Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов” в Ульяновской дистанции пути на определенный перечень основных средств применяется механизм ускоренной амортизации.
При введении ускоренной амортизации норму годовых амортизацион-ных отчислений разрешается увеличить на коэффициент ускорения в размере не выше 2. На основании этого Министерство путей сообщения Российской Федерации направило перечень машин, оборудования и транспортных средств, по которым разрешено применять механизм ускоренной амортизации. (Указания МПС от 31.12.1998 г. №Ш-1564)
Сумму амортизаций за отчетный месяц определяют следующим образом: к сумме амортизационных отчислений в прошлом месяце прибавляют сумму амортизации со стоимости поступивших основных средств за прошлый месяц и вычитают сумму амортизации со стоимости основных средств, выбывших в прошлом месяце.
Для учета основных средств используется пассивный счет 02 “Амортизация основных средств”.
В Ульяновской дистанции пути начисленную сумму по основным средствам отражают по дебету счетов издержек производства и обращения (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».
Пример:
Начислен износ агрегата АБ-2 за октябрь 2000г. в Ульяновской дистан-ции пути . Первоначальная стоимость агрегата 19671 руб., норма амортизации 10,8%
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2.
2. Закон РФ “О бухгалтерском учете” от 21.11.1996 г.№129-ФЗ
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998г. №34Н.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», утвержденное Приказом Минфина РФ №60Н от 09.12.1998г. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1999г.№107Н).
5. Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ6/01 (утвержденное Приказом МФ РФ от 30.03.2001г.
6. Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР ,утвержденные Приказом Минфина СССР от 22.10.1990г. №1072.
7. Постановление Госкомитета РФ по статистике от 30.10.1997г..Об утвер-ждении унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов ,работ в капитальном строительстве.
8. Постановление Госкомстата РФ от 07.02.2001 N 13 «Об утверждении инструкций по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов»
9. Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г
10. Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 N80 «О вопросах регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»
11. Инструкция о порядке списания пришедших в негодность основных средств предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, утвержденной МПС России от 31.12.1998 N ЦФ /631.