Сегодня автомобили КамАЗ занимают ведущее место в транспортной системе страны, они имеют хорошие технико-экс¬плуатационные показатели, обеспечиваю¬щие высокую производительность парка автомобилей.
Экономический эффект, получаемый от эксплуатации автомобиля, при всем многообразии его показателей определяется главным образом рентабельностью грузоперевозок с учетом максимального исполь¬зования технических возможностей транс¬портного средства и эксплуатационных затрат, включая затраты на поддержание автомобиля в технически исправном состоянии. Чтобы обеспечить рентабельность грузоперевозок, особое внима-ние уделяют техническому оснащению предприятий, эксплуатирующих автомобили, развитию cети и автоцентров фирменного обслуживания, а также индустриальному ремонту агрегатов автомобилей на специа¬лизированных заводах.
Ни большие технические возможности, заложенные в конструкции автомобиля, ни меры по содержанию парка автомобилей в надлежащем техническом состоянии не могут быть реализованы без главных участников их эксплуатации – водителей и слесарей-ремонтников.
Поистине неисчерпаемые возможности повышения производительности труда и эффективности грузоперевозок таит в себе квалифицированная эксплуатация современной техники. Этот резерв в руках тех, кто садится за руль КамАЗов, и в этом плане исключительную роль приобретает безупречное знание ими конструкции автомобиля.
1. При обнаружении наружным осмотром признаков износа (выступание обмотки из пазов или увеличение диаметра у лобовых частей якоря) якорь нуждается в замене.
2. Подгоревший коллектор нужно зачистить или проточить. Чистота обработки коллектора при проточке должна обеспечить среднее арифметическое отклонение профиля Ra1,25 мкм. Минимальный диаметр коллектора 53 мм. Проточку коллектора можно производить на станке модели 2155.
3. Проверить индикатором биение поверхности железа якоря и коллектора относительно крайних шеек вала. Проверку целесообразно производить на призмах, а не в центрах, т.к. это обеспечивает более точный результат. Биение железа якоря не должно превышать 0,5 мм, а биение коллектора – 0,05 мм.
4. Если биение вызвано погнутым валом, то его следует выправить. В других случаях повышенное биение коллектора устраняется проточкой.
5. Наличие короткого замыкания на массу проверяется мегомметром или при подаче напряжения 220 В через контрольную лампу. В этом случае нужно подать напряжение на любую пластину коллектора и поверхность железа якоря. При наличии короткого замыкания лампа загорится. При проверке мегомметром он должен показывать сопротивление не менее 10 кОм.
6. Проверку на межвитковое замыкание производят на стендах модели 533, Э202.
1. Александров ЛА Техническое нормирование труда на автотранспорте – М: Транспорт, 1976
2. Барун В.Н., Азаматов Р.А., Машков Е.А. Автомобили КамАЗ: Техническое обслуживание и ремонт. М.: Транспорт, 1988. – 325 с., ил.
3. Данов Б. А. Электрооборудование автомобилей Урал и КамАЗ. М.: Ливр, 2005. – 180 с.
4. Инструкция по безопасности труда для персонала, занятого на ремонте и техническом обслуживании автомашин и дорожно-стоительной техники ИБТ-К–97-85.
5. Перельский А.К. Большегрузные автомобили КамАЗ. М., 1993. – 367 с.
6. Руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей КамАЗ-5320, -53211, -53212, -53213, -5410, -54112, -55111, -55102/ Под ред. Е.А. Машкова. М.: Третий Рим, 2000. – 240 с., ил.
7. Титунин Б.А. Ремонт автомобилей КамАЗ. М.:Агропромиздат, 1991. – 320 с., ил.