Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом.
Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.
Международные кредитно-финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами.
Эти организации объединяет общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства, регулирование международных экономических отношений, в том числе валютно-кредитных и финансовых.
И к ним, прежде всего, относятся Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития, валютно-кредитные и финансовые организации Европейского Союза.
Количество межгосударственных финансовых организаций развития постоянно растет, что говорит об эффективности деятельности данного да организаций. На их примере можно проследить, как изменяются функции международных финансовых организаций, расширяется их ком¬петенция в области демографической политики, защиты окружающей сре¬ды, развития образования и науки.
А учрежденный в 1991 году Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в качестве цели своей деятельности называет не только экономические, но политические требования.
Одной из первых международной финансовой организацией разви-тия стал Международный банк реконструкции и развития (МБРР). В даль-нейшем стали создаваться региональные банки развития – Межамерикан-ский банк развития, Африканский банк развития, Азиатский банк разви-тия, которые были созданы по образу и подобию МБРР.
Актуальность работы выражена, несомненно, и в том, что Российская Федерация является членом крупных и влиятельных межгосударственных финансовых организаций развития, в том числе двух международных бан-ков развития – МБРР и ЕБРР, и в настоящее время активно сотрудничает с этими международными организациями.
Объектом исследования являются особенности функционирования межгосударственных финансовых организа¬ций развития.
Сегодня инвестиционные инструменты ЕБРР используются в целях становления рыночной экономики и демократии в 27 странах – от Центральной Европы до Центральной Азии.
ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Его владельцами являются 60 стран и две международные организации.
Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами.
Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы.
Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства.
ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.
Руководящими и постоянными органами ЕБРР являются: Совет управляющих, Директорат, Президент, вице-президенты, Консультативный совет по вопросам окружающей среды.
Членами ЕБРР являются более 30 государств, в том числе и Россия.
Устав ЕБРР предусматривает его деятельность только в тех странах, которые привержены принципам демократии.
Во всех своих инвестиционных операциях ЕБРР должен:
- способствовать становлению в стране полноценной рыночной экономики, то есть обеспечивать эффект воздействия на процесс перехода;
- брать на себя риски в целях оказания содействия частным инвесторам, но при этом не вытесняя их с рынка;
- применять рациональные принципы ведения банковской деятельности.
С помощью своих инвестиций ЕБРР содействует:
- проведению структурных и отраслевых реформ;
- развитию конкуренции, приватизации и предпринимательства;
- укреплению финансовых организаций и правовых систем;
- развитию необходимой инфраструктуры для поддержки частного сектора;
- внедрению надежно работающей системы корпоративного управления, в том числе и в целях решения природоохранных проблем.
Основная цель Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) состоит в том, чтобы содействовать переходу к отрытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы, признающих принципы многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и приводящие их в жизнь.
20. Саркисянц А.Г. Система международных долгов. – М.: ДеКа, 1999.
21. Серегин В.П., Степанов В.П., Халевинская Е.Д. Иностранный капитал в России. – М.: 1994.
22. Современный финансово-кредитный словарь/Под общ.ред.М.Г.Лапусты, П.С.Никольского. – М.: 2002.
23. Стренина М.А. Международные финансовые институты и их взаимодействие с Россией. – Уч.пособие. – М.: Издательство РУДН, 1998.
24. Финансы, деньги, кредит/Под ред.О.В.Соколовой. – М.: Юристъ, 2000.
25. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Л.А.Дробозина, Л.П.Окунева, Л.Д.Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2000.
26. Халевинская Е.Д. Международные экономические организации (учебное пособие). М.: 1995.
27. Шейнин Э. Поможет ли ЕБРР экономическим реформам в России//Внешняя торговля. 1992. № 11-12.
28. Шишаев М.Г. Международные параорганизации (клубы) и долги России//Государство и право. 1999. № 9.
29. Шреплер Х.А. Международные организации. – М.: Международные отношения, 1995.