Таким образом, новизна, проблематичность и неоднозначная трактовка положений законодательства о государственной гражданской службе являются обоснованием актуальности выбранной для исследования проблемы.
Цель работы – на основании анализа действующего законодательства выявить проблемы в правовом регулировании института государственной гражданской службы.
Для реализации указанной цели поставлены задачи:
1. рассмотреть правовые основы регулирования государственной службы;
2. определить сущность государственной службы;
3. рассмотреть концепцию административной реформы и предложения специалистов по её проведению;
4. предложить пути решения проблем, существующих в регулировании государственной службы.
Дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены основы государственной гражданской службы: понятие, правовое регулирование. Вторая глава затрагивает вопросы поступления на государственную службу, её прохождения и прекращения. В третьей главе рассмотрены основные проблемы законодательного регулирования гражданской службы и предложения по их устранению. Кроме того, в каждой главе уделяется внимание пробелам, недостаткам законодательства, а также нововведениям.
Например, в главу 7 включается текст ст.86 и 88 ТК, определяющих требования к обработке и передаче персональных данных работника, но упускаются из виду те нормы ТК, в силу которых работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны. Такая же ситуация характерна для главы 8 законопроекта, в которой воспроизводятся нормы ТК, касающиеся видов и длительности отпусков, но отсутствуют нормы о порядке их предоставления.
В итоге текст закона не досчитался именно тех норм трудового права, игнорирование которых ведет к нарушению целостности правового регулирования служебно-трудовых отношений. В ближайшем будущем это неизбежно породит неопределенность в правоприменительной практике, которая будет вынуждена ее устранять, вероятно, путем применения общих норм ТК.
Необходимость в этом возникнет также и вследствие того, что многие формулировки закона слишком запутаны и противоречивы, а его текст содержит недопустимо большое количество отсылок к несуществующим законам.
К примеру, закон допускает возможность принятия гражданина на государственную службу с условием об испытании. Из содержания п.1 и 2 ст.27 следует, что это условие должно предусматриваться соглашением сторон, предшествующим изданию акта о назначении на должность. Однако совершенно неясно, какова правовая природа этого соглашения и как оно должно оформляться. Кроме того, вполне естественно возникает и другой вопрос: нужна ли столь сложная многоэтапная процедура поступления на службу (соглашение об испытании - акт о назначении - служебный контракт)?
В п.1 ст.45 говорится о коллективном договоре как о локальном нормативном акте, регулирующем служебные отношения. Но никаких упоминаний о коллективном договоре в законе больше нет. В том числе не упомянут он и в ст.5, содержащей перечень нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с гражданской службой.
Несмотря на то что коллективным договорам и порядку их заключения посвящены главы 6 и 7 ТК, закон не отвечает на вопрос, распространяются ли они на гражданских служащих. К тому же он не определяет представителей гражданских служащих, уполномоченных вести коллективные переговоры, не наделяет их какими-либо правами и совершенно упускает из виду проблему деятельности профсоюзов в государственных органах.
Сказанное свидетельствует о серьезных недостатках федерального закона "О государственной гражданской службе РФ", которые стали следствием ошибочной теоретической концепции, положенной в его основу. Попытка ее реализации на практике пока привела лишь к появлению довольно недоброкачественного документа, одна половина которого представляет собой фрагментарное дублирование Трудового кодекса, а вторая - недостаточно продуманное и плохо отредактированное изложение особенностей правового регулирования трудовых отношений государственных служащих.
65. Поляков С. Возмещение вреда, причиненного при исполнении обязанностей государственной службы // Российская юстиция. 1999. N 5. С. 28.
66. Поляков С. Регулирование служебныx и трудовыx правоотношений // Российская юстиция. 1998. N 12. С. 23-25.
67. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы (С.А. Иванов, Т.В. Иванкина, А.М. Куренной, С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов) //"эж-ЮРИСТ", N 6, февраль 2004 г.
68. Реформа государственной службы России: история попыток реформирования с 1992 по 2000 год / Ред. и предисл. Т.В. Зайцевой. М.: Изд-во "Весь Мир", 2003.
69. Реформа государственной службы России: История попыток реформирования с 1992 по 2000 год / Ред. и предисл. Т.В. Зайцевой;
70. Россинский Б.В. О законодательной дефиниции государственной службы // История становления и современное состояние исполнительной власти в России / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Новая Правовая культура, 2003. С. 161.
71. Сергун П.П. Служба в органах внутренних дел: Справочник. М.: Новый Юрист, 1997.
72. Сергун П.П. Служба в органах внутренних дел: Справочник. М.: Новый Юрист, 1997.
73. Старилов Ю.Н. Административное право - на уровень правового государства. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. С. 21-23.
74. Старилов Ю.Н. Служебное право. С. 296-310.
75. Старилов Ю.Н. Служебное право: Учебник. М.: Бек, 1996.
76. Старилов Ю.Н., Что происходит с институтом российской государственной службы? "Журнал российского права", N 9, сентябрь 2004 г.
77. Тихомиров Ю.А., Проведение диагностики деятельности органов исполнительной власти // "Законодательство и экономика", N 12, декабрь 2004 г.
78. Хаманева Н.Ю., Салищева Н.Г. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации. М., 2001. С.66.
79. Хаманева Н.Ю., Салищева Н.Г. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации. М., 2001. С.66.
80. Чиканова Л.А. Правовое регулирование труда государственных служащих: Перспективы развития // Журнал российского права. 2000. N 3. С. 48-54.
81. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. М.: Юристъ, 2003. С. 77-92.
82. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. М.: Юристъ, 2003. С. 77-92.
83. Ю. Тихомиров Преодолевать коррупциогенность законодательства "Право и экономика", N 5, май 2004 г