содержания правоприменения, сложившегося в России на современном этапе ее развития. Правоприменительная деятельность обширна и многообразна. В то время, как проводимые в России либеральные реформы настоятельно требуют оптимизации существующей правовой системы, эффективность демократических преобразований, осуществляемых в российском обществе, находится в прямой зависимости от качества применения нормативно-правовых предписаний. Правильное и эффективное применение норм права гарантирует реализацию прав и свобод граждан, устраняет правонарушения, помогает быстро и в рамках законности решать многие жизненно важные проблемы, конфликты и споры.
В вопросах теории правоприменения обнаруживается тесная взаимосвязь общей теории права с реальной жизнью, с актуальными вопросами юридической практики и, прежде всего, реализации права. Конкретные результаты правоприменения связаны с достижением целей, предусмотренных в праве, а также целей, которые ставят перед собой участники правоотношений. Результаты реализации права, в том числе и правоприменения, - это конечный итог правомерного поведения субъектов права, который следует рассматривать в качестве социально значимых последствий.
Научный интерес к проблемам правоприменения обусловлен реформированием системы государственного управления в Российской Федерации, направленной на ее демократизацию и «антикоррупционность», обеспечение единства государственной власти, повышение правосознания результата правоприменения. Последней, завершающей стадией в процессе правоприменения, является вынесение органом, рассматривающим обстоятельства дела, к которым применяется правовая норма, правоприменительного акта, процессуально оформляющего и закрепляющего решение по рассмотренному делу в точном соответствии с законом.
2.3. Акты применения права
Результативным (итоговым) элементом правоприменения в структуре правоприменительной деятельности выступает правоприменительный акт (акт применения права), без рассмотрения которого невозможно оформить завершенное понимание правоприменения и целостное представление о самой природе правоприменения как особой формы реализации права.
Акты применения права занимают основополагающее место в рамках процессуальной составляющей правоприменения. Актом применения права, в конечном итоге, завершается процесс правоприменения. Акт правоприменения представляет собой форму выражения результата взаимодействия субъектов правоприменительного отношения. Кроме того, правоприменительные акты выступают в качестве юридических фактов, изменяющих правовой статус субъектов правоотношений.
Издание правоприменительного акта является завершающим этапом всей
правоприменительной деятельности, объективируемой в форме официального
юридического документа, регламентирующего поведение сторон
правоприменительного отношения и активно воздействующего как на общий,
так и на непосредственный объект правоприменительной деятельности. Необходимо обратить внимание на то что, применяя норму права, управомоченные субъекты реализуют ее представительно-обязывающее
содержание. Соизмеряя конкретную жизненную ситуацию с общим
предписанием закона, правоприменитель обязан выбрать тот оптимальный
конкретно-определённый вариант поведения, который в данном случае
необходимо избрать. Этот найденный вариант, в свою очередь, адресуется
конкретному субъекту в чётко определённой жизненной ситуации, как
конкретное его поведение, что изложено в том субъективном праве и
юридической обязанности, которыми обладают субъекты правоприменительной деятельности. Являясь вполне конкретным результатом правоприменения, правоприменительный акт довольно четко определяет характер, объём, возможность, а также время и место правового поведения субъектов, помимо определения цели намечает и пути ее достижения .
Таким образом, акты применения права являются важнейшим средством реализации нормативных предписаний. Именно они в значительной степени определяют существование правоприменения как самостоятельной формы реализации права и обеспечивают достижение конечного результата правоприменения.
Правоприменительные акты - это сложная и многогранная правовая категория, которую можно рассматривать в различных аспектах: как юридический способ (средство) государственного регулирования общественных отношений; как одну из правовых форм осуществления функций государства; как важнейшее средство реализации правовых норм; как решение конкретного индивидуального дела.
Акты применения права занимают особое место в механизме правового регулирования, выступая «передаточным рычагом между такими элементами, как норма права и конкретное правоотношение» . А.Ф.Черданцев сравнивает правоприменительные акты с двигателем этого механизма, которые дают ему энергию, подталкивают к движению .
Правоприменительные акты реализуют функцию индивидуально-правового регулирования, используются как средства оперативного управления. Они всегда являются разновидностью юридических фактов, влекущих юридические последствия. Правоприменительный акт направлен на возникновение, изменение, прекращение правоотношений.
В правоприменительном акте отражается объективная истина жизненного факта, которой даётся чёткая правовая квалификация. Переводя общее правило в конкретное предписание, акт применения права, властно трансформирует безличные права и обязанности в субъективное право и юридическую обязанность участников конкретного правоотношения. При этом, как отмечает в этой связи С.С. Алексеев, «акт применения - это ... государственно-властное веление (предписание), вынесенное в результате решения юридического дела37. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2002.
38. Общая теория права / Отв. Ред. А.С. Пиголкин. - СПб, 1995.
39. Проблемы общей теории права и государства. Учебник. / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1999. – 832 с.
40. Протасов, В.Н. Теория государства и права. / В.Н.Протасов. – М., 1999. – 240 с.
41. Решетов, Ю.С. Механизм правореализации в условиях развитого социализма. / Ю.С.Решетов. – Казань, 1980. – 152 с.
42. Синюков, В.П. Правовая система: Вопросы правореализации. / В.П.Синюков, Ф.А.Григорьев. – Саратов, 1995. – 151 с.
43. Скакун, О.Ф. Юридическая деонтология / О.Ф. Скакун. - Харьков: Эспада, 2002.
44. Спиридонов, Л.И. Теория государства и права. / Л.И.Спиридонов. – СПб., 1995. – 228 с.
45. Сырых, В.М. Теория государства и права. / В.М.Сырых. – М., 2001. – 275 с.
46. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. - М., 2002.
47. Теория государства и права: [учеб. для юрид. вузов]. / А.Б. Венгеров - 3-е изд., испр. и доп.; табл. - М.: Омега-Л, 2006.
48. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. В.Д. Малкова. - М., 1990.
49. Черданцев, А.Ф. Теория права и государства. / А.Ф.Черданцев. – М., 1999. – 432 с.
50. Юсупов, В.А. Правоприменительная деятельность органов управления. / В.А.Юсупов. – М., 1979. – 135 с.
51. Явич Л.С. Общая теория права / Л.С. Явич. - Л.: ЛГУ, 1976.
52. Явич Л.С. Право и общественные отношения (основные аспекты содержания и формы советского права) / Л.С. Явич. - М., 1971.