Кроме того, клиенты банков не хотят ограничиваться только одним инструментом мобилизации денежных средств - получением кредита. Размещение облигаций выступает для них альтернативным инструментом привлечения ресурсов.
Довольно новым банковским инструментом является заем в драгоценных металлах. Пока он в основном востребован профессиональными участниками рынка драгметаллов. К ним можно отнести организации, добывающие металл или производящие его из лома и отходов, а также предприятия ювелирной, автомобилестроительной, нефтехимической и радиоэлектронной отраслей.
В сфере расчетов и управления временно свободными денежными средствами российские банки также предлагают ряд интересных решений.
Банки с широкой филиальной сетью предоставляют крупным клиентам возможность осуществления расчетов и клиринга между их территориальными подразделениями в режиме реального времени. Фактически на базе системы "банк-клиент" крупные организации, не неся дополнительных расходов, могут иметь собственное казначейство.
Выбор того, или иного из наиболее перспективных направлений развития банковских продуктов и услуг, позволит коммерческим банкам значительно улучшить свою деятельность, что и обуславливает актуальность данной темы выпускной квалификационной работы.
В виду важности данной проблематики как для эффективного функционирования банковской системы в частности, так и экономики вообще, исследования в области рационализации и оптимизации банковских продуктов и услуг нашли широкое отражение в специальной и деловой литературе.
Покупка и продажа наличной валюты является одной из основных банковских услуг неторгового характера. Деятельность обменных пунктов Банка служит его рекламой, средством привлечения клиентов, и, главное, приносит реальный доход.
Услуги по открытию и ведению валютных счетов клиентуры включают в себя:
открытие валютных счетов юридическим лицам (резидентам и нерезидентам); физическим лицам; начисление процентов по остаткам на счетах; предоставления овердрафтов; предоставление выписок по мере совершения операции; оформление архива счета за любой промежуток времени; выполнение операций, по распоряжению клиентов, относительно средств на их валютных счетах (оплата предоставленных документов, покупка и продажа иностранной валюты за счет средств клиентов);
контроль за экспортно-импортными операциями.
Услуги по привлечению и размещению банком валютных средств включают в себя:
привлечение депозитов: физических лиц; юридических лиц, в том числе межбанковские депозиты;
выдача кредитов: физическим лицам; юридическим лицам;
размещение кредитов на межбанковском рынке.
В 2006 году сложились неблагоприятные факторы для работы на валютных рынках:
ослабление доллара США относительно валюты Российской Федерации и ведущих мировых валют, что привело к резкому увеличению расходов по переоценке долларовой позиции Банка;
укрепление реального эффективного курса рубля и переориентация клиентов на валюту Российской Федерации при расчетах со странами СНГ;
либерализация системы обязательной продажи валютной выручки и установление норматива на уровне 25 процентов.
Тем не менее, общее увеличение объема расчетов в иностранной валюте, активная работа на внутреннем валютном рынке и использование появлявшихся на нем возможностей за счет внутридневных изменений курсов и поиска новых контрагентов позволили в значительной степени перекрыть падение доходов.
39. Основы банковского дела в Российской Федерации: Учеб. пособие /Под ред. Семенюта О.Г. - Ростов н /Д: Феникс, 2004. – 448 с.
40. Рид Э., Коттер Р., и др. Коммерческие банки. М.: Банки и биржи, 2002. – 319 с.
41. Саничев М.С. Банковская система в условиях рыночной экономики. М.: Банки и биржи, 2005. – 418 с.
42. Семенюта О.Г. Банковское дело и банковское законодательство. - М.: Банки и биржи, 2006. – 453 с.
43. Тасунян И. Банковское дело и банковское законодательство. - М.: Банки и биржи, 2003. – 453 с.
44. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть. / Под общ. ред. акад. Б.Н. Топорина. - М.: Юрист, 2002 – 258 с.
45. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. - М.: АНТИДОР, 2002. – 268 с.
46. Уткин Э.А. Банковский маркетинг. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 300 с.
47. Титова В.А., Федорец М.Н. Специфика поведения потребителя на рынке финансовых услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2002. - №4 (40). - С. 48-55.
48. Чиненков А. В. Банковские кредиты и способы обеспечения кредитных обязательств // Бухгалтерия и банки, 2004, №4, с. 23 – 29.
49. Ямпольский М. М. Об особенностях и проблемах денежно-кредитной политики //Деньги и кредит, 2003, №7, с.34-39.
50. Информационный бюллетень о деятельности филиала Скопинского ОСБ № 2650 Сбербанка РФ за 2006 год