Рынок и конкуренция предъявляют жесткие требования к оперативности и достоверности информации, используемой при планировании и анализе. Известно, что в условиях конкуренции преимущество перед другими производителями имеет тот, кто владеет более оперативной информацией, кто быстрее других сумеет собрать информацию, обработать ее и своевременно принять необходимое решение. Обладание достоверной и оперативной информацией становится необходимым условием в конкурентной борьбе. На помощь специалистам приходят ЭВМ, создаются развитые сети автоматизированных рабочих мест (АРМ), формируются соответствующие информационные базы данных.
Научно-технический прогресс в последние десятилетия стал причиной крупных изменений в трудовой деятельности. Традиционная технология постепенно уступает место гибким производственным комплексам, робототехнике, наукоемкому производственным комплексам, основанному на компьютерной технике и современных средствах связи, био- и лазерной технологии.
Вследствие их внедрения сокращается численность персонала, повышается удельный вес специалистов, руководителей, рабочих высокой квалификации. Возрастает стоимостной объем капитала, приводимого в движение одним работником.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что человеческие ресурсы, как любая подсистема предприятия, нуждаются в постоянном управлении. Поэтому на протяжении многих лет в организационной структуре предприятия выделяется специальное подразделение – кадровая служба, поддерживающая качественный и количественный состав работников всех иерархических ступеней и квалификаций на уровне, который обеспечивает оптимальное функционирование данной подсистемы.
В настоящее время службы управления персоналом организаций решают сложные и многообразные задачи с использованием современных автоматизированных информационных технологий.
Кадровая политика организации подразумевает генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации.
Новизна исследования определяется тем, что какие бы ни были совершенными современные организационные системы, они состоят не только из со¬вершенных машин и механизмов, которые практически не де¬лают ошибок. Они включают также людей, которые должны работать в тесном взаимодействии, быть готовыми к выработке и реализации новых идей. Обеспечить тесное взаимодействие множества людей в ходе решения сложнейших организационных проблем невозможно без создания соответствующих механизмов управления. Но только система управления человеческим капиталом, а само оборудование и производственные запасы являются краеуголь¬ным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.
Указанное определяет, что сегодня любая организационная структура должна базировать¬ся на научных принципах организации труда, которые предпола¬гают:
• углубление разделения труда и улучшение кооперации труда на основе целесообразного расчленения производствен¬ного процесса;
Именно задача настройки данной подсистемы с написанием программных компонентов и созданием шаблонов отчетов и была поставлена перед отделом автоматизации учета.
Подбор технического обеспечения должен быть таким, чтобы обеспечить своевременный сбор, регистрацию, пере¬дачу, хранение информации.
Информационное обеспечение должно предусматривать создание и функционирование единого информационного фон¬да системы, представленного множеством информационных массивов, набором данных или базой данных. Также информационное обеспечение должно выполнять следующие функции: формирование отчетов, контроль данных, сохранение и восстановление данных.
Формирование программного обеспечения систем вклю¬чает комплектацию методов и алгоритмов решения функциональных задач.
Для автоматизации обработки авансовых отчетов необходимо решить следующие задачи:
-Проанализировать сущность задачи ведения и обработки отчетов;
-Обосновать использование вычислительной техники;
-Построить информационную модель
-Охарактеризовать входную и результатную информацию;
Базы данных автоматизированных систем учета кадров – представляют собой базу данных, в которой хранятся данные о каждом работнике предприятия.
Сбор информации. Структура базы данных автоматизированных систем учета кадров: общие (пол, возраст, образование, специальность и смежные специальности, квалификационный разряд и стаж работы по основной и смежным специальностям и т.д.) и текущие (календарные: график работы, отработанные, дневные ночные и сверхурочные смены, количество отработанных дней, прогулов, дней больничного, отпуска, отгулов; данные о работе: количество произведенной продукции, брака и т.д., специальные: простой, работа с понижением квалификации, нарушения дисциплины и выговоры; финансовые: заработная плата, отпускные, премиальные, дополнительные и иные поощрительные выплаты, отчисления за брак и повреждение оборудование, в бюджет, в пенсионный и иные фонды) данные о работнике.
В зависимости от текущей задачи по любому одному или нескольким критериям, из предусмотренных базой данной.
База данных автоматизированной системы учета кадров, является основной для планирования деятельности, учета производимой продукции и расчетов с работниками. При приеме на работу данные о работнике поступают из отдела кадров в базу данные, на их основе рассчитывает план деятельности предприятия с учетом производственных мощностей, затем начальник по цеху (отделу) регистрирует данные о ходе и выполнении работы каждым работником. Затем данные поступают в базу данных системы учета кадров, из которой поступят в бухгалтерский отдел. При окончании отчетного периода или увольнении работника данные поступают в архивный отдел базы данных.
Обработка информации. Стандартизация бланков на основе трудового законодательства ГОСТов, позволяет автоматизировать процесс заполнения. Обычно используется фреймовый механизм перенастройки заполняемых документов (например, в системе “1С: Предприятие”). Шаблон кадровых документов задается пользователем, в него входят реквизиты предприятия, базовый расчет заработной платы на основе квалификационного разряда, стажа, льгот и т.д., выбор дополнительных льгот и премиальных, время работы.
Упрощение процесса заполнения документов и формализацию документации для перевода ее в базу данных автоматизированной системы учета кадров.
Комплексное решение, которое будет реализовано в системе учета труда обеспечивает решение бухгалтерских и управленческих задач. Интеграция информации достигается при учете и координации деятельности по центрам ответственности (исполнения трудовых договоров) как в бухгалтерском, так и в аналитическом срезе. Это должно позволять конечному пользователю осуществлять сравнение с запланированными показателями, которое обычно осуществляется на регулярной осно¬ве, в том числе в рамках информационной системы руководителя вне зависимости от фактической технологии ее реализации.
4. Аглицкий Д.С., Аглицкий И.С. Российский рынок информационных технологий: проблемы и решения – М.: Ламинфо, 2000.
5. Базы данных Access. Проблемы и решения – М.: ЭКМОС, 2004
6. Благодатских В. А., Енгибарян МА., Ковалевская Е.В. и др. Экономика, разработка и использование программного обеспечения ЭВМ. – М.: Финансы и статистика, 2003
7. Блаженков А.Е. Когда необходима и достаточна помощь юриста // Деньги №24, 2003
8. Быков В.А. Электронный бизнес и безопасность – М.: Радио и связь, 2000
9. Брызгалов Е.В., Шестаков А.П. Уроки по Access – Пермь, изд-во ПГПУ, 2003
10. Васильев К.С. «Экономический рост Москвы в призме развития России» // Коммерсантъ от 24.10.2004 г.
11. Введение в информационный бизнес / Под ред. В.П. Тихомирова, А. Хорошилова – М.: Финансы и статистика, 1996
12. Вендров A.M. Проектирование программного обеспечения экономи¬ческих информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 2003
13. Вестник Верховного Суда РФ №50 // 2000 г.
14. Грабауров В.А Информационные технологии для менеджеров. -М.: Финансы и статистика, 2001
15. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли – М.: ЭКСМО ПРЕСС, 2004
16. Головеров Д.В., Кемрадж А.С. и др. Правовые аспекты использования Интернет-технологий – М.: Книжный мир, 2002
17. Джейрк Н. Разработка приложений для электронной коммерции: Библиотека программиста – СПб: Питер, 2001.
18. Егоршин А.П. Управление персоналом – Н.Новгород: НИМБ, 1999
19. Жуков А.Л. Рыночный механизм регулирования заработной платы – М.: Финстатинформ, 2002
20. Зарплата и расплата: проблемы задолженности по оплате труда // Под ред. Малевой Т. – М.: Московский Центр Карнеги, Гендальф, 2001