Видимо, этот путь наиболее приемлем в настоящих условиях для нашей страны. Ведь наряду с гибелью людей, увечьями, материальными потерями одним из главных отрицательных последствий преступности является подавленность населения, страх стать жертвой, утрата доверия к власти. Успех в борьбе с преступностью в масштабах всей страны в обозримой перспективе невозможен, а вот в отдельных регионах и сферах жизни он реален. И этот успех, несомненно, повысит авторитет власти, оздоровит общественное сознание, избавит людей от ощущения безысходности. Одной из областей жизни, оздоровление которой позволит получить ощутимый эффект, являются Вооруженные Силы.
Криминогенная обстановка в войсках тревожит нас прежде всего как фактор, подрывающий боевую готовность. И это правильно, особенно сейчас, когда проводится сокращение численности вооруженных сил. Укрепление дисциплины и порядка в армии и на флоте, борьба с преступностью – вот то перспективное направление, которое позволит сохранить и боевую мощь Вооруженных Сил на приемлемом уровне.
Известный царский генерал П.Н.Краснов называл армию не только лицом государства, но и школой народа. Ведь через ее ряды проходит почти все мужское население, армия может оказаться тем источником, из которого черпаются духовность, гражданственность, патриотизм, дисциплинированность, стойкость и мужество нации, источником, который оздоровит все сферы жизни общества .
Преступность в Вооруженных Силах, ее состояние, динамика и, в определенной мере, структура находятся в достаточно тесном взаимодействии с преступностью в гражданском обществе. Это обусловлено политической и экономической нестабильностью, идеологическим кризисом, недостатками в работе правоохранительных органов, распадом и рассогласованием систем обучения и воспитания, шквалом отрицательного информационного воздействия (реклама неприемлемых стандартов поведения, насилия, секса, низкопробной массовой культуры и т.п.)
Однако специальная организация службы, система контроля, новизна ситуации, в которой оказывается молодой человек, - все это позволяет сделать обстановку в войсках достаточно автономной, создать условия здорового воспитания.
Среди мер общесоциального предупреждения преступлений военнослужащих можно выделить следующие.
1. Реальное введение наряду с воинской альтернативной гражданской службы. Провозглашенный, но не в полной мере исполняющийся закон об этой службе, вызывает социальную апатию и безразличие многих законопослушных граждан, их неверие в возможность построения правового государства. Кстати, в 1919 г. Советская Россия стала одним из первых государств, гарантировавших право на отказ от военной службы по убеждениям. Правда, эта «гарантия» на деле обернулась гонением инакомыслящих (в основном по религиозным убеждениям).
2. Переход на призыв в Вооруженные Силы один раз в году, с тем чтобы сломать традиционную возрастную градацию среди военнослужащих и перекрыть каналы попадания в армию криминально зараженных лиц.
3. Повышение призывного возраста до 21 года (или хотя бы до 20 лет). Существующий довольно низкий призывной возраст порождает массу проблем. Так, от имени государства молодому человеку вручается оружие и отдаются приказы о выполнении боевых задач, связанных в последнее время с участием в вооруженных конфликтах, т.е. с применением боевого оружия. При этом никто серьезно не задумывается о социальных и психологических проблемах, с которыми в дальнейшем может столкнуться молодой, еще полностью не сформировавшийся как личность человек.
4. Постепенное сокращение срока действительной службы. Напомним, что в первые постсоветские годы срок такой службы был сокращен, но затем восстановлен в прежнем объеме (2 года). Между тем никаких объективных причин для столь длительного срока службы нет. Возможные возражения о том, что военнослужащий за меньшее количество времени не успевает усвоить программу боевой подготовки, неосновательны, так как большинство времени он проводит не на боевых занятиях, а на различных хозяйственных объектах. Кстати, в армиях большинства стран срок действительной службы составлял менее двух лет.
5. Существенное улучшение социально-бытовых условий военной службы и предоставление военнослужащим возможности удовлетворять свои материальные потребности законными средствами.
6. Развитие института офицеров-воспитателей, деятельность которых должна быть связана с работой военкоматов и основываться на материалах личных дел призывников.
7. Увеличение количества мероприятий, связанных с развитием положительных эмоций военнослужащих (культурно-массовые и спортивные мероприятия, приглашение родственников и т.п.).
8. Качественное улучшение сержантского корпуса. Сержантами должны быть военнослужащие, проходящие службу только по контракту, имеющие достаточное денежное содержание и специальную подготовку. Как положительный пример в решении задачи подготовки этой категории военнослужащих, сошлемся на опыт США. В этой стране существуют 27 военных училищ, которые специально готовят сержантов, ежегодно проводится конкурс «сержант года», победитель которого получает денежную премию (около 2 тыс. долл. США). Более того, молодые офицеры американской армии, прежде чем получить право командовать подразделением, проходят специальную подготовку под началом опытных сержантов.
4. от 28.04.95 №67-ФЗ, от 18.05.95 №79-ФЗ, от 18.07.95 №106-ФЗ, от 18.07.95 №109-ФЗ, Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.95 №17-П, Федеральных законов от 13.04.96 №30-ФЗ, от 30.07.96 №103-ФЗ) (с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.1995 №17-П)
5. Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21..07 1993 г. №5485-1 (в ред. Федеральных законов от 06.10.1997 №131-ФЗ, от 30.06.2003 №86-ФЗ, от 11.11.2003 №153-ФЗ, от 29.06.2004 №58-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 №8-П, определениями Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 №293-О, от 10.11.2002 №314-О)
6. Федеральный Закон Российской Федерации от 31.05.1996 г. «Об обороне» №61-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 №223-ФЗ, от 30.06.2003 №86-ФЗ, от 11.11.2003 №141-ФЗ, от 29.06.2004 №58-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 07.03.2005 №15-ФЗ, от 04.04.2005 №31-ФЗ)
7. Федеральный Закон Российской Федерации от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» №58-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 №117-ФЗ, от 07.08.2000 №122-ФЗ, от 07.11.2000 №135-ФЗ, от 12.02.2001 №15-ФЗ, от 12.02.2001 №16-ФЗ, от 19.07.2001 №102-ФЗ, от 13.02.2002 №20-ФЗ, от 21.05.2002 №56-ФЗ, от 28.06.2002 №75-ФЗ, от 25.07.2002 №112-ФЗ, от 25.07.2002 №113-ФЗ, от 25.07.2002 №116-ФЗ, от 30.12.2002 №186-ФЗ, от 22.02.2003 №27-ФЗ, от 30.06.2003 №86-ФЗ, от 11.11.2003 №141-ФЗ, от 22.02.2004 №4-ФЗ, от 22.04.2004 №20-ФЗ, от 26.04.2004 №29-ФЗ, от 19.06.2004 №53-ФЗ, от 29.06.2004 №58-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 01.12.2004 №149-ФЗ, от 07.03.2005 №15-ФЗ, от 01.04.2005 №27-ФЗ,от 30.06.2005 №77-ФЗ, от 21.07.2005 №100-ФЗ,с изм., внесенными Федеральными законами от 23.12.2003 №186-ФЗ, от 15.07.2005 №86-ФЗ)