Введение:
Во многих западных странах в основу борьбы с преступностью положена аксиома Дюркгейма: преступность – нормальное явление, вполне избавиться от которого никому никогда не удавалось и не удастся. Поэтому и усилия их правоохранительных органов нацелены не на то, чтобы избавить общество от преступности, а лишь на то, чтобы масштабы преступности не превышали социально терпимый уровень. В этих государствах была принята генеральная линия: в начале создать своеобразные «островки безопасности от преступности» в отдельных регионах. А затем, постепенно, расширяя эти сферы, локализовать преступность. Такая стратегия значительно повышает жизнестойкость общества, его способность нормально функционировать даже при высоком уровне преступности. Ее показатели в развитых капиталистических странах во много раз выше российских данных.
Видимо, этот путь наиболее приемлем в настоящих условиях для нашей страны. Ведь наряду с гибелью людей, увечьями, материальными потерями одним из главных отрицательных последствий преступности является подавленность населения, страх стать жертвой, утрата доверия к власти. Успех в борьбе с преступностью в масштабах всей страны в обозримой перспективе невозможен, а вот в отдельных регионах и сферах жизни он реален. И этот успех, несомненно, повысит авторитет власти, оздоровит общественное сознание, избавит людей от ощущения безысходности. Одной из областей жизни, оздоровление которой позволит получить ощутимый эффект, являются Вооруженные Силы.
Криминогенная обстановка в войсках тревожит нас прежде всего как фактор, подрывающий боевую готовность. И это правильно, особенно сейчас, когда проводится сокращение численности вооруженных сил. Укрепление дисциплины и порядка в армии и на флоте, борьба с преступностью – вот то перспективное направление, которое позволит сохранить и боевую мощь Вооруженных Сил на приемлемом уровне.
Известный царский генерал П.Н.Краснов называл армию не только лицом государства, но и школой народа. Ведь через ее ряды проходит почти все мужское население, армия может оказаться тем источником, из которого черпаются духовность, гражданственность, патриотизм, дисциплинированность, стойкость и мужество нации, источником, который оздоровит все сферы жизни общества .
Глава 2:
Финансовые средства Министерства обороны и других министерств и ведомств, где имеются воинские формирования. Так называемая «прокрутка» бюджетных средств, как показали события 1990-х гг., весьма доходна для преступных группировок. Серьезную проблему представляет легализация денег, добытых преступным путем. С помощью кредитно-финансовой системы Министерства обороны криминальные сообщества вкладывают деньги во всевозможные околоармейские ветеранские фонды, обладающие рядом значительных налоговых льгот и послаблений, а также в строительство жилья, часть которого затем переходит к ним в собственность. Что касается строительства, которое ведется через Министерство обороны, то здесь, к сожалению, в последние несколько лет наблюдались серьезные нарушения и злоупотребления.
Так, при реконструкции Чернышевских казарм в Москве были допущены серьезные отступления от установленных правил. Работы были завершены в 2003 г., и после изучения финансовых документов стало очевидно, что запланированные расходы значительно превышены. В результате проведенных проверок финансовыми службами было установлено, что, например, в числе прочего построен объект под названием “баня для личного состава”: элитная сауна с бассейном, бильярдной и тренажерным залом. Баня обошлась казне Министерства обороны в 29 млн. рублей. Никакой первоначальной проектно-сметной документацией она не предусматривалась. На территории бригады охраны Генштаба была возведена Аллея славы – 13 гранитных стел с именами солдат, погибших в Чечне, которая согласно смете обошлась в 10 млн. рублей. Характерно, что расходы на Аллею славы также не были запланированы. Расчет при этом простой – никто не посмеет упрекнуть в трате денег на монумент в честь героев, хотя очевидно, что затраты были чрезмерными, и за счет бюджетных средств. Всего ущерб при реконструкции казарм составил 1 млн. долларов США. Было установлено, что деньги Министерство обороны платило компании “Ремфинстрой”, которая после начатой проверки бесследно исчезла. Не менее запутанная ситуация сложилась с передислокацией 147-й автобазы Генерального штаба из здания, которое считается памятником архитектуры (Провиантские склады), в новый военный городок на Рублевском шоссе. Несмотря на выделенные денежные средства, руководство КЭУ заявило, что объем недофинансирования составил 200 млн. рублей. Были вскрыты и другие злоупотребления. В частности банно-прачечный комбинат возводился за счет средств, выделенных правительством Москвы. Но как выяснилось, за эту же технику были уплачены суммы из средств Министерства обороны. Другими словами, одна и та же продукция оплачивалась дважды за счет государства.
Заключение:
Во многих западных странах в основу борьбы с преступностью положена аксиома Дюркгейма: преступность – нормальное явление, вполне избавиться от которого никому никогда не удавалось и не удастся. Поэтому и усилия их правоохранительных органов нацелены не на то, чтобы избавить общество от преступности, а лишь на то, чтобы масштабы преступности не превышали социально терпимый уровень. В этих государствах была принята генеральная линия: в начале создать своеобразные «островки безопасности от преступности» в отдельных регионах. А затем, постепенно, расширяя эти сферы, локализовать преступность. Такая стратегия значительно повышает жизнестойкость общества, его способность нормально функционировать даже при высоком уровне преступности. Ее показатели в развитых капиталистических странах во много раз выше российских данных.
Преступность военнослужащих — один из компонентов общей преступности в стране, совокупность преступлений, совершаемых особой категорией граждан — военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Россий¬ской Федерации, других войсках и воинских формированиях страны (пограничных, внутренних, железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны; инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях; в службе внешней разведки, органах ФСБ, федеральных органах государственной охраны).
Преступность военнослужащих включает две группы совершаемых ими преступлений:
преступления против военной службы, установленного порядка ее прохождения (неисполнение приказа, сопротивление начальнику, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства и т.п.);
общеуголовные преступления (против личности, против собственности и т.п.).
Военнослужащие несут уголовную ответственность на одинаковых для всех граждан основаниях независимо от воинского звания и занимаемой должности (ст. ст. 23, 28 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ). Однако с учетом особенностей правового положения они могут привлекаться к ответственности за совершение не только общеуголовных, но и особых, воинских преступлений (по установленным для них нормам военно-уголовного законодательства).
Ключевой нормой, определяющей содержание и пределы ответственности за преступления против военной службы, является ст. 331 УК, формирующая их понятие: «Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов».
Особенности военной службы и статуса военнослужащих в определенных ситуациях обусловливают признание необходимой обороны не только правом военнослужащих, но и их правовой обязанностью. При несении боевого дежурства (боевой службы), караульной и других специальных служб, признаваемых выполнением боевой задачи, военнослужащие не вправе, ссылаясь на состояние крайней необходимости, уклониться от выполнения воинских обязанностей, даже если их жизни угрожает опасность.