Введение:
Автомобилизация нашей страны, значительно ускорившаяся в последнее десятилетие XX в., не сопровождается адекватным изменением отношения общества к вопросам повышения уровня усовершенствования безопасности дорожного движения. Одной из основных причин роста аварийности является то обстоятельство, что меры по совершенствованию управления этой сферой во многом отстают от темпов роста числа автотранспортных средств и их пользователей.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что качественное расследование ДТП является одним из основных элементов работы за повышение безопасности дорожного движения.
Об актуальности данной темы свидетельствует и обстановка в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в области и остальном мире. В разработанном проекте Концепции дальнейшего развития и совершенствования деятельности Госавтоинспекции (ГИБДД) на период 1997-2005 г. отмечается: «Обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в Российской Федерации остается сложной. Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях погибают более 30 тысяч и получают ранения свыше 180 тысяч человек. Свыше 70% из общего количества смертельно травмированных приходится на лиц трудоспособного возраста. Число пострадавших в ДТП многократно превышает число пострадавших на всех других видах транспорта. Происходящие на протяжении последних 5 лет снижения основных показателей аварийности не оказало существенного влияния на изменение общей многолетнего роста количества ДТП и числа пострадавших в них людей» .
Высокие темпы автомобилизации создают дополнительные сложности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В последнее время ежегодный прирост автопарка составляет около 1,3 миллионов единиц. В настоящее время на 1000 россиян приходится свыше 100 автомобилей и, как показывает опыт промышленно развитых стран, Россия вступила в так называемую стадию «взрывного роста», которая будет продолжаться до достижения уровня насыщения порядка 300-400 автомобилей на 1000 человек. Эта стадия является составной частью процесса автомобилизации и характеризуется резким осложнением обстановки с обеспечением безопасности движения, ростом дорожно-транспортного травматизма. К этому следует добавить, что проезжие части не соответствует фактической интенсивности транспортных потоков. Основные магистрали перегружены в 2-3 раза. Плотность дорожной сети в крупных городах, которая по нормам должна составлять 2,2-2,3 километра на квадратный километр территории, фактически осталась на уровне 1970-1980 гг. и в большинстве городов не превышает 1,5-1,6 километра на квадратный километр территории. Не отвечают установленным требованиям и техническое состояние большинства автомобильных дорог. Остается неудовлетворительным состояние транспортной дисциплины участников дорожного движения. Широкое распространение получили нарушения, связанные с сознательным невыполнением установленных требований.
Глава 3:
Ввиду указанных специфических особенностей следователю приходится уделять больше времени осмотру места происшествия, ТС, поиску и сбору вещественных доказательств и изучению дорожной обстановки, связанной с ограниченной видимостью и отсутствием дополнительного освещения.
Находясь на месте происшествия необходимо выяснить:
- общую обстановку и видимость на участке дороги совершенного ДТП (наличие или отсутствие дорожного освещения);
- все помехи до места происшествия и вблизи него как для водителя, пешехода, так и других участников дорожного движения;
- при каком свете следовал водитель на данном участке дороги перед происшествием;
- видимость из кабины автомашины, совершившими ДТП, в режиме ближнего и дальнего света;
- правильно ли отрегулирован свет фар и отвечает ли он требованиям конструкции автомашины и ДТП;
- находились ли в исправном состоянии все осветительные приборы и нет ли дополнительных, которые могли бы создавать помеху для водителя;
- у свидетелей, очевидцев, потерпевших, водителей и других лиц выяснить с какой скоростью следовал автомобиль или пешеход;
- осмотр с особым внимание мест повреждений ТС, их замеры, поиск вещественных доказательств (краски, ткани, волос, крови и т.д.);
- при осмотре кабины автомашины – в каком положении находятся включатели осветительных приборов и положение рычага переключения передач;
- какова видимость данного участка дороги со стороны места выхода пешехода на проезжую часть;
- имеется ли горизонтальная разметка на дороге.
Выяснение обстоятельств поможет следователю установить:
- во-первых, мог ли водитель своевременно получать необходимую информацию о появляющихся в поле зрения препятствиях;
- во-вторых, мог ли водитель легко различать дорогу и ее направление;
- в-третьих, мог ли водитель и пешеход свободно ориентироваться в сложившейся ситуации и своевременно принимать меры к предотвращению происшествия и его последствий.
Езда ночью добавляет водителю трудностей, отмечается что «…при езде ночью утомляемость возникает быстрее … с 2 до 5 часов утра человек наиболее слаб физически и следовательно … между 2 и 4 часами ночи у человека снижаются мышечная сила, память, внимание, мышление, реакция, что приводит к увеличению числа ошибок и к аварийности» .
Следователю необходимо представить причины, влияющие на совершение ДТП в темное время суток:
- физиологические особенности человеческого зрения – снижение эффективности зрительного восприятия водителем и другими участниками дорожной обстановки;
- отсутствие или низкое качество освещения дороги;
- изготовление дорожных знаков без светоотражающих покрытий;
- отсутствие дорожных знаков на опасных участках дорог;
- отсутствие или нечеткость горизонтальной разметки и так далее.
Выясняя причины, послужившие совершению ДТП нужно учитывать, что видимость в темное время суток резко сокращается и поэтому у водителя уменьшается степень возможности принятия мер по предотвращению происшествия и избежания тяжких последствий путем снижения скорости, принятия мер к торможению или объезду того или иного препятствия.
Полнота и объективность расследования происшествия в темное время суток зависит полностью от того, насколько правильно отражены в протоколе осмотра места происшествия, причины и обстоятельства ДТП, зафиксированы обстановка и освещенные доказательства, по которым следователю предстоит установить механизм происшествия и определить виновность водителя или пешехода в нарушении Правил дорожного движения.
Заключение:
Таким образом, рассмотрев и проанализировав основные вопросы темы работы, можно сделать следующие выводы.
Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.
События, происшедшие в результате нарушения тех или иных правил безопасности дорожного движения, в котором обязательно участвовал автомототранспорт либо городской электротранспорт и после которого наступили вредные последствия, именуется дорожно-транспортным происшествием. Однако не все, а лишь те дорожно-транспортные происшествия, в результате которых наступили серьезные вредные последствия – менее тяжкие или тяжкие телесные повреждения либо смерть потерпевшего, именуется дорожно-транспортными преступлениями, то есть деяниями, влекущими уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством. Остальные случаи дорожно-транспортных происшествий являются, как правило, основанием дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.
Видами ДТП, характерными для мегаполиса¸ являются: а) наезд транспортного средства на пешеходов, велосипедистов, гужевой транспорт и животных; б) столкновение транспортных средств; в) опрокидывание транспортного средства; г) наезд транспортного средства на препятствие; д) падение пассажиров; е) прочие ДТП.
По причинам возникновения дорожно-транспортные происшествия в мегаполисе можно подразделить на: 1) происшествия, возникшие по вине людей (водителей, пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог, и другие) и 2) происшествия, которые обусловлены непреодолимой силой природы (наводнение, обвал, землетрясения и т.п.), а также случайным стечением обстоятельств.