Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленче¬скому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое со¬стояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она опре¬деляется конкурентоспособностью, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров в фин¬ансовом и производственном отношении. Однако одного умения оценивать финансовое со¬стояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им по¬ставленной цели.
Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управле¬ние движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в распоряжении предпри¬ятия.
Важной составляющей анализа предприятия является фи¬нансовый анализ, базирующийся на данных бухгалтерского учета и вероятностных оцен¬ках будущих факторов хозяйственной жизни. Связь бухгалтерского учета с управлением очевидна. Управлять, значит принимать решения, предвидеть, а для этого необходимо обла¬дать достойной информацией. В связи с этим бухгалтерская отчетность становится инфор¬мационной основой последующих аналитических расчетов, необходимых для принятия управленческих решений.
Решения финансового характера точны настолько, насколько хороша и объективна ин¬формационная база.
Следует отметить, что наличие большого числа оригинальных и интересных изданий по различным аспектам финансового анализа не снижает потребности на специальную методическую литературу, в которой последовательно шаг за шагом воспроизводилось бы комплексная логически целостная процедура финансового анализа применительно к Российским экономическим условиям.
Результаты финансового анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также, инвесторам, поставщикам, менеджерам.
Финансовый анализ и его роль рассматривается на примере ЗАО "Автоштамп", предприятии, являющимся объектом малого бизнеса.
Закрытое акционерное общество "Автоштамп" является практически одним из немногих в Москве предприятием, производящим изделия хозяйственного и культурно-бытового назначения из алюминия. Это посуда, столовые приборы и мелкие хозяйственные изделия из листового алюминия и алюминиевых сплавов, соковарки, хлебопекарные формы и другие изделия. В общем объеме производства предприятия товары народного потребления составляют более 90%.
Рентабельность реализации (коэффици¬ент коммерческой рентабельности) рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке от реализации. Оборачиваемость используемых активов (ресурсоотдача) исчисляется как отношение выручки от реализации к стоимости активов. Рентабельность активов (эконо¬мическая рентабельность) определяется как отношение чистой прибыли к стоимости активов.
Запишем модель Дюпона, используя приведенные выше формулы расчета составляющих ее показателей. Формула примет следующий вид:
Чистая прибыль Чистая прибыль Выручка от реализации
стоимость активов выручка от реализации стоимость активов
Формула позволяет определить значение входящих в нее показателей обеспечения рентабельности активов и выявить причины достигнутого уровня прибыльности активов. Выяснить, что повлияло на рентабельность ак¬тивов:
снижение либо ускорение оборачиваемости ис¬пользуемых активов;
рост или снижение рентабельности реализации;
оба фактора вместе.
Поскольку рентабельность реализации зависит от ценового фактора и уровня затрат, можно проанализи¬ровать, за счет чего, в свою очередь, происходил ее рост или снижение. Таким образом, можно определить, что было наиболее значимым для предприятия в отчетном периоде и в течение ряда лет: рост цен или более эффективное использование имеющихся активов.
Результаты анализа могут использоваться для вы¬бора варианта, между рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов при прогнозировании со¬ответствующего уровня прибыльности активов в целом.
Регулировать рентабельность активов можно, ис¬пользуя как рентабельность реализации, так и оборачи¬ваемость активов. Так, при низкой скорости оборота активов, увеличить их рентабельность можно за счет роста цен либо снижения себестоимости продукции. При низкой рентабельности реализации следует увели¬чивать скорость оборота капитала предприятия.
Проведем факторный анализ отчетности пред¬приятия. ЗАО “Автоштамп” имело чистую при¬быль в размере 6,7% или 6,7 копейки с каждого рубля, полученного за реализованную продукцию. Оборачивае¬мость активов составила 0,927 раза, т.е. средства, вложен¬ные в активы, обернулись 0,927 раза в течение года.
При этом была достигнута рентабельность активов в размере 6,21% (6,7% 0,92).
6. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 09.06.01 № 44н.
7. Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" (ПБУ 8/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 28.11.01 № 96н.
8. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации"(ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6.05.99 № 32н.
9. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации"(ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 30.12.99 № 33н.
10. Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" (ПБУ 13/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н.