Введение
Темпы развития российской экономики за последние годы заметно ускорились, в связи с этим произошли значительные изменения в сфере торговли и потребительского рынка, которые, в свою очередь, нуждались в обновлении законодательства, регламентирующего отношения между продавцом и потребителем, так как вопросы применения контрольно-кассовых машин (ККМ) затрагивают практически все сферы хозяйства страны. Фискальные интересы государства по максимальному взиманию установленных налогов вступают в противоречие с интересами предпринимательства, стремящегося минимизировать свои транзакционные издержки, в т.ч. на техническое обеспечение финансового контроля – приобретение и обслуживание контрольно-кассовой техники.
Об этом свидетельствует как 10-летняя практика применения прежнего Закона РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", так и современные проблемы реализации действующего законодательства.
В настоящее время ситуация такова, что введенные Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" новые «правила игры» не соответствуют требованиям и нормативам, установленным на основе ранее действовавшего законодательства, что создает серьезные трудности в правоприменении. Поэтому большинство имеющихся в сфере применения ККТ административных барьеров являются, по своей сути, последствиями неприведения в течение почти 2 лет подзаконных нормативных правовых актов Правительства РФ, Минфина и ФНС в соответствие с ФЗ №54.
Проблема контрольно-кассовой техники (ККТ) – проблема федеральная. Нарушение порядка применения контрольно-кассовой техники (ККТ) мешает контролю за наличными расчетами со стороны государства, ущемляет права потребителя, лишая его возможности отстаивать и защищать свои права.
2.4. Центры технического обслуживания (ЦТО):
В настоящее время в России количество зарегистрированных ЦТО приближается к двум тысячам.
Регистрация предприятия в качестве ЦТО осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии представления ему документов утвержденных Положением «О продаже, техническом обслуживании и ремонте контрольно-кассовых машин в Российской Федерации» от 26 сентября 2002 года № 6/71-2002. Недопустимо создание ЦТО, находящихся в ведомственной или иной подчиненности от предприятий и организаций, применяющих контрольно-кассовые машины.
Один и тот же ЦТО вправе заключать договоры о техническом обслуживании
и ремонте контрольно-кассовых машин с несколькими генеральными поставщиками. В случае расторжения договора между генеральным поставщиком и ЦТО последний утрачивает право на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин соответствующей модели, а генеральный поставщик обязан обеспечить потребителей, обслуживаемых этим ЦТО, услугами другого ЦТО.
ЦТО осуществляет свои функции в отношении предприятий (в том числе
физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), организаций и учреждений, применяющих контрольно-кассовые машины, на договорных началах. При этом ЦТО не вправе принимать на техническое обслуживание контрольно–кассовые машины, используемые на территории других субъектов Российской Федерации, если они не зарегистрированы в качестве ЦТО в органах исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Для ЦТО предусмотрено выполнение функции продавца при условии соблюдения ими требований, установленных пунктом 9 Положения «О продаже, техническом обслуживании и ремонте контрольно-кассовых машин в Российской Федерации» от 26 сентября 2002 года № 6/71-2002
По окончании работы производится передача исправной контрольно–кассовой машины предприятию, которому принадлежит контрольно-кассовая машина, выдается квитанция о проведенных работах или вносятся отметки в задание ЦТО, и делается запись в журнале технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин.
Литература
1. ФЗ РФ от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ «О Применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
2. ФЗ РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением",
3. Положение от 31 марта 2005 г. № 171 «Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»
4. Приложение №3 к приказу Управления МНС РФ по г.Москве от 29 июня 2004 года № 189 «Порядок регистрации, перерегистрации и снятия с учета контрольно-кассовой техники в налоговых органах г.Москвы»
5. Письмо МНС России от 01 ноября 2004 г. №33-0-14/688 "О регистрации контрольно-кассовой техники"
6. Письмо ФНС России от 20 июня 2005 №22-3-11/1115 "О применении ККТ"
7. Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. №917 «О внесении изменений и дополнений в перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин
8. Пояснительная записка к проекту ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в ст.17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ст.14,5 Кодекса РФ об административных нарушениях
9. Письмо МНС России от 01 ноября 2004 г. №33-0-14/685
10. Аналитическая записка об административных барьерах для бизнеса в сфере регулирования вопросов применения, эксплуатации и регистрации ККТ /Налоги и право от 14 февраля 2005 г.
11. Гусятинский Д. Двенадцать дел выигранных у налоговой /Практическая бухгалтерия от 09.06 2005г
12. Михеев А.В. Разъяснения и комментарии/ Парламентский вестник от 21.06.2003
13. Лазарева Л. Введение ЭКЛЗ породило недовольство//Деловой Петербург № 3, 2005
14. Новиков С. Старая ККТ в утиль не пойдет.// «Учет, налоги, право». N43, 16-22 ноября 2004 г.
15. Kоролева М. парламентский корреспондент. Новый законопроект применении контрольно-кассовой техники
16. Семенова Л.Д Новый закон о ККТ: все проблемы еще впереди//Торговая Россия № 4 (24), Август – Сентябрь 2003
17. Семенова Е.Что налогоплательщику от реформы налоговых органов/ Спутник главбуха № 9, 2004
18. Тополева И.С.История. Жизнь до кассовых аппаратов//Практическая бухгалтерия. от 13.07.2005
19. Частикова И. Контрольно-кассовые недоразумения//Деловая неделя от № 390 от 25.04.2005г
20. Щербатов С.В. Разъяснения по отдельным вопросам применения контрольно-кассовой техники// Учет налоги, право №16, март 2005
21. Шишков А., Касса в золотых доспехах//Оборудование. Технологии и оборудование для магазинов , №04-2005
22. Ярошевская М.Б., Козлов В.И. Анализ состояния и перспектив развития российского рынка контрольно-кассовых машин //Журнал Живая электроника России т.2 от 01.05 2005
23. Научнопрактическая конференция ОАО «Счетмаш». Информационное письмо//АтолТехнологии ,№ 105 от 20.10 2004
24. Управление МНС по России. Вниманию пользователей ККТ/Налоговые известия Московского региона № 7, 2004
25. Изменения в порядке использования и обслуживания ККМ с сайта www.mosnalog.ru