Дипломная по теме: Политика Республики Беларусь в области ТЭК

Название работы: Политика Республики Беларусь в области ТЭК

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Региональная экономика

Страниц:

83 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Характеристика топливно-энергетического комплекса и топливной промышленности в Республике Беларусь 5

1.1. Рынок нефтепродуктов и состояние нефтеперерабатывающей отрасли в Беларуси 5

1.2. Политика Республики Беларусь в области ТЭК 6

1.3. Основные приоритеты Республики Беларусь на рынке топлива 9

Глава 2. История создания и участие Республики Беларусь в ОАО «Нефтегазовая компания «Славнефть» 12

2.1. Создание ОАО «НГК «Славнефть» 12

2.2. Продажа пакетов акций ОАО «НГК «Славнефть» 14

2.3. Особенности учредительной деятельности ОАО «НГК «Славнефть» 18

2.4. Результаты финансово-хозяйственной деятельности за 1999 год и 1 полугодие 2000 года 25

Глава 3. Основные проблемы компании и продажа белорусской доли акций 60

3.1. Основные проблемы деятельности ОАО «НГК «Славнефть» 60

3.2. Неудачный опыт приватизации белорусских нефтехимических предприятий 70

3.3. Продажа акций «Славнефти». Выводы и результаты приватизации предприятий ТЭК в Республике Беларусь 73

Заключение 77

Список использованных источников 78

Приложения 83

Выдержка:

Введение

Государственная топливно-энергетическая политика Беларуси изначально строилась на том, что республика сама в состоянии обеспечить внутренний рынок топливом. Основ-ной проблемой обеспечения энергетической безопасности белорусского государства явля-ется дефицит энергоресурсов, в том числе и нефти. Нынешний уровень добычи белорус-ской нефти (порядка 1,8 млн. т) обеспечивает ее потребности, как известно, всего лишь на 20%. Чтобы обеспечить гарантированные поставки нефти, Беларусь в 1998 году попыта-лась «вклиниться» в проекты по освоению углеводородных ресурсов в России.

Объектом исследования в дипломной работе является ОАО «НГК «Славнефть». Вряд ли еще остались в Беларуси автолюбители и водители-профессионалы, которые бы не об-ратили внимания на появление в городах и на автотрассах страны новых, стильных авто-заправочных станций с красно-синим логотипом «Славнефть». Эта марка стала символом высокого уровня сервиса и качества предлагаемой продукции.

В ближайшие 2-3 года сеть автозаправочных станций СП «Славнефть-Старт» – до-чернего предприятия НГК «Славнефть» – обещала стать самой развитой и оснащенной в стране. Об этом красноречиво свидетельствует тот темп, который СП «Славнефть-Старт» взяло на дистанции освоения белорусского рынка нефтепродуктов с самого начала своей деятельности.

С момента основания совместного предприятия прошло менее пяти лет, но за этот короткий срок оно сумело завоевать прочную деловую репутацию как среди своих парт-неров, так и среди потребителей автомобильного топлива. У СП «Славнефть-Старт» был имидж динамично развивающегося предприятия. За 2000 год оно удвоило количество своих АЗС в Республике Беларусь. СП «Славнефть-Старт» изначально выстраивало стра-тегию своей деятельности в Беларуси на принципе максимального сочетания прагматич-ного делового расчета с глобальными государственными интересами.

Емкость белорусского рынка нефтепродуктов достаточна высока. Тем не менее, по-ставщики нефти на белорусские НПЗ всегда стремились вывозить получаемое топливо за рубеж. Еще недавно к этому побуждали объективные причины, в том числе – проблемы с конвертацией выручки для последующей закупки сырья. Однако с введением единого курса рубля появилась другая забота. Белорусские предприятия стали испытывать недос-таток средств в национальной валюте. То есть при высокой потенциальной потребности республики в нефтепродуктах платежеспособный спрос, увы, не побуждает увеличивать их поставки.

3.3. Продажа акций «Славнефти». Выводы и результаты приватизации предприятий ТЭК в Республике Беларусь

Скандал с акциями начался еще в 1999 году. Тогда московская компания «Транс Нафта» (она близка к Минэнерго) приобрела на аукционе 49% акций «Нефтеразведки» - небольшого по российским масштабам предприятия, добывающего всего 5 тыс. тонн неф-ти в год. Как уверяют в СК, позже руководитель «Транс Нафты» Владимир Кондрачук лично купил еще 2% акций, став таким образом, за 3 млн рублей, владельцем контрольно-го пакета акций. В конце 2000 года администрацию Ульяновской области возглавил гене-рал Владимир Шаманов, который развернул тяжбу в арбитражных судах за возврат акций «Нефтеразведки» местным властям. Делалось это под предлогом того, что «Транс Нафта» не выполняет своих инвестиционных обязательств.

Пока шли судебные разбирательства, невесть откуда взявшийся еще один контроль-ный пакет акций «Нефтеразведки» неожиданно оказался у компании «Славнефть». Вопро-сом, почему контрольных пакетов оказалось сразу два, а также самой схемой покупки ценных бумаг «Славнефтью» год назад занялось следственное управление УВД Ульянов-ской области, возбудившее дело о мошенничестве. Недавно материалы забрал к себе СК. Его сотрудники заподозрили, что в реестровом журнале держателей акций «Нефтеразвед-ки» в свое время мог быть уничтожен лист, где указывалось, что 2% акций купил г-н Кон-драчук. Таким образом, у «Нефтеразведки» опять оказался свой контрольный пакет. Его судьба привлекла еще большое внимание СК.

По данным следователей, менеджеры «Нефтеразведки», включая ее гендиректора Аркадия Казберова, всего за 77,5 тыс. рублей продали «новый» 51% акций пяти столич-ным фирмам. Возглавляют все эти структуры, по информации СК, менеджеры компании «Нафта-Москва» (ее руководство близко к Михаилу Гуцериеву). Далее 51% акций за те же 77,4 тыс. рублей был продан офшорной фирме «НТ Сервисез Лимитед», а та сбыла их другой офшорной структуре - «Стеджоко Лимитед». Но уже за 7 млн долларов. И именно по такой цене «Стеджоко» продал ценные бумаги пяти другим столичным фирмам, кото-рыми руководили все те же менеджеры «Нафта-Москва». Потом, как установил СК, по распоряжению Михаила Гуцериева и его тогдашнего заместителя Хачатурова предпри-ятие «Славнефть-Мегион» приобрело у этих фирм акции за 300 млн рублей. У следовате-лей в связи с этой историей возникло сразу несколько вопросов. Во-первых, как на свет появился второй контрольный пакет акций «Нефтеразведки», и во-вторых, почему «Слав-нефть-Мегион» отдал за него так много денег. Как известно, ранее за аналогичный пакет «Транс Нафта» заплатила всего 3 млн рублей (в сто раз меньше), ушел он из «Нефтераз-ведки» вообще за 77,5 тыс. рублей. При этом все экспертные оценки показывают: столько ценные бумаги «Нефтеразведки» никогда не стоили. В СК не исключают, что таким обра-зом - с помощью искусственного завышения цен на акции «Нефтеразведки» - могли про-сто выводиться денежные активы «Славнефти».

Под занавес 2002 г. Беларусь простилась со своим пакетом акций "Славнефти". Бе-лорусский премьер Вячеслав Кебич шел на риск, приняв в 1994 г. решение о передаче па-кета акций Мозырского НПЗ в обмен на пакет акций "Славнефти". Но другого выхода у него не было. С 1991 г. по 1993 г. нефтепереработка в Беларуси упала почти на треть и стоял вопрос о закрытии одного из НПЗ. "Славнефть" была первой транснациональной компанией, на опыте которой отрабатывалась реальная схема интеграции экономик двух государств.

Список использованных источников

1. Отчет о результатах проверки эффективности, законности и целесообразности акционирования и продажи пакетов акций, находящихся в федеральной собственности ОАО «Нефтегазовая компания «Славнефть» (утв. п. 11 Протокола заседания Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 16 апреля 1999 г. №13(164)).

2. Отчет о результатах проверки предпродажной подготовки и экспертиза определения начальной цены продажи пакетов акций акционерных обществ, которые подлежат приватизации в 2002 году согласно Программе приватизации государственных и муниципальных предприятий на 2002 год, в том числе: «Авиакомпания Сибирь»; ОАО «Саянскхимпром»; ОАО «НК «ЛУКойл»; НГК «Славнефть»; «Изумрудные копи Урала»; «Северовостокзолото»; «Кузбассинвестуголь»; «Магнитогорский меткомбинат» (утв. п. 7.1 Протокола заседания Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 06 декабря 2002 г. № 39(322)).

3. Отчет о результатах проверки эффективности и целесообразности управления находящимся в федеральной собственности пакетом акций открытого акционерного общества «Нефтегазовая компания «Славнефть», своевременности и полноты начисления и поступления в федеральный бюджет дивидендов за 2002 год, а также своевременности поступления в федеральный бюджет средств, вырученных от продажи акций открытого акционерного общества «Нефтегазовая кампания «Славнефть», принадлежащих государству (переходящая из плана 2002 года) (утв. п. 3.1 Протокола заседания Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 17 октября 2003 г. № 34 (359)).

1. Bager G., Kovacs A. Privatisation in Hungary: summary study. – Research and Development Institute of the State Audit Office of Hungary, 2004. – 176 p.

2. INTOSAI Working Group of the Audit of Privatisation. Eleventh Meeting, Sofia, 31 May – 3 June 2004. – http://www.nao.org.uk/ intosai/wgap/11thmeeting/11thobjectives_conclusions.htm

3. Демографический ежегодник России: Стат.сб./ Госкомстат России. –1999. – 386 с.

4. Итоги единовременных обследований по социально-экономическим вопросам, опросов общественного мнения населения Российской Федерации, обследования семейных бюджетов. – М.: Госкомстат России, 1994.

5. Львов Д.С. Реформа с позиций современной науки: Сб. Научные труды международного союза экономистов и вольного экономического общества. – М., С-Пб., 1995.

6. Модернизация российской экономики: В 2 кн. / Отв. Ред. Е.Г.Ясин. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002. – 328 с.

7. Национальные счета России в 1991-1998 годах: Стат. ст. / Госкомстат России. – М.: 1999. – 159 с.

8. Национальные счета России в 1992-1999 годах: Стат. ст. / Госкомстат России. – М.: 2000. – 203 с.

9. Неллис Джон. Последние данные о приватизации в странах с переходной экономикой. – С.-Пб., 1997.

10. О функционировании народного хозяйства РСФСР в январе-октябре 1991 г. – М.: Госкомстат РСФСР, 1991.

11. Правовые вопросы контроля за злоупотреблениями ценами в Российской Федерации // Сборник тезисов участников II Международной конференции «Конкурентная политика в условиях переходной экономики». 17-20 февраля 1997 г.

12. Приватизация: сравнительный анализ. Россия, Центральная Азия, арабские страны. (А.М.Васильев, В.Ю.Кукушкин, А.А.Ткаченко Российская академия наук). – М.: Изд-во «Вост. лит.», 2002.

13. Радыгин А.Д., Энтов Р.М. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг, М.: ИЭПП, 1999.

14. Радыгин А.Д. Российская приватизационная программа и ее результаты. М.: ИЭПП,1998.

15. Российская промышленность: институциональное развитие. Вып. 1. – М.: ГУ – ВШЭ, 2002.

16. Российская Федерация: Оценка национальной системы финансовой отчетности. Доклад Всемирного Банка. – 2001. – http://www.worldbank.org.ru/ECA/Russia.nsf/... /cfaa_rus.pdf

17. Российская экономика: опыт трансформации 1990-х годов и перспективы развития / Составит., общ. редакция Е.Гавриленкова, П. Вельфенса. – М.: ГУ-ВШЭ, 2000. – 246 с. ISBN 5-7598-0149-Х

Похожие работы на данную тему