ВСТУПЛЕНИЕ
Развитие внешнеэкономических связей со странами СНГ является одним из важных направлений внешнеэкономической политики Турции. Особое внимание она уделяет отношениям с новыми государствами Закавказья, с некоторыми из которых ее связывает одинаковая приверженность исламу при светском характере власти, в частности, с Азербайджаном, а с двумя другими давние исторические и культурные отношения – Армения и Грузия. Создание этих стран Анкара восприняла как реальный шанс укрепления своих региональных и глобальных позиций, выхода на новые перспективные рынки, доступа к их сырьевым ресурсам, в первую очередь — энергетическим, в которых турецкая экономика нуждается особенно остро. Следуя курсом на европеизацию и индустриализацию, а в начале 80-х годов приняв неолиберальную стратегию, в 90-е гг. ХХ в. Турция заняла на Ближнем и Среднем Востоке ведущие позиции по ряду социально-экономических показателей. Что же касается новых государств Закавказья, то их совокупный ВВП примерно в семь раза меньше турецкого, а среднедушевой доход — еще ниже.
Кроме того, в результате дезинтеграционных процессов, последовавших за распадом СССР, экономики государств Закавказья оказались в глубочайшем кризисе. Не удивительно, что некоторые из них с большой заинтересованностью и надеждой восприняли предложенные Турцией помощь и сотрудничество, тем более что во второй половине 80-х — начале 90-х годов она считалась одним из примеров "экономического чуда" на азиатском континенте и у нее в то время были определенные основания взять опеку над республиками Закавказья, объявив себя их "старшим братом" («агабейлик»). Это новое направление внешней политики Анкары обосновывалось и в программе правительства, зачитанной в турецком парламенте 30 июня 1993 г. : "Появление новых независимых государств — в первую очередь России и тюркских республик в результате распада Советского Союза — положило начало чрезвычайно важному для Турции развитию. В 2000-е годы Турция должна стать центром притяжения в этом обширном регионе. Связанная с республиками Закавказья близкими отношениями, она имеет перед ними особые обязанности и обязательства в процессе их открытия миру и интеграции в мировое сообщество .
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПАНСИИ В СТРАНЫ ЗАКАВКАЗЬЯ В КОНЦЕ ХХ В.
3.1. Правовая база, регулирующая двусторонние отношения Турции со странами Закавказья
Турция заключила достаточно большое число договоров и соглашений экономических, финансовых, торговых, по линии энергетики, транспортировки углеводородного сырья, образования, культуры, здравоохранения, туризма и др. Намерена и дальше расширять свои связи. Стратегическое партнерство Турции, Азербайджана и Грузии старательно рекламируется как единственно правильное и возможное. В связи с этим интересно будет рассмотреть реальное экономическое “наполнение” этого партнерства, постараться затронуть отношения Турции с Арменией. Наконец, выяснить взаимосвязь экономики с политикой в действиях турецкого руководства .
Для Азербайджана Турция – образец для подражания в экономическом плане, в плане интегрированности в атлантические структуры.
Растет военное и военно-техническое сотрудничество двух стран. В азербайджанской армии работают турецкие специалисты, в Турции обучаются азербайджанские офицеры, Турция поставляет Азербайджану новейшие средства связи.
Между государствами подписано порядка 100 различных договоров, в том числе Договор о дружбе и партнерстве (1995 г.) и Декларация о стратегическом сотрудничестве (1997 г.) .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
ИСТОЧНИКИ
1. Ататюрк М. К. Избранные речи и выступления. М., 1966.
2. Закавказье: политика, экономика, демография. Тбилиси, 2003.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абач С. Банки Турции готовы подружиться с банками СНГ // Деловые люди. – 1992. № 4.
2. Абдуллаев И. Э. О регулировании банковской системы на примере Республики Азербайджан // Деньги и кредит. – 2002. - № 1.
3. Абдуллаев Ш. А. Тенденции развития банковской сферы Азербайджанской Республики // Банковское дело. – 2002. - № 8.
4. Авдашева С. Б. Турция: национальная модель либеральной экономики // вопросы экономики. – 1992. - № 11.
5. Адонц М. А. Экономическое развитие Восточной Армении в XIX в. Ереван, 1967.
6. Алиев Б. З. Турция в период правления младотурков (1908-1918). М., 1972
7. Аршакян Р. Энергетика Армении: существующее состояние и перспективы развития // Общество и экономика. – 1999. - № 6.
8. Балабанов В. С. Смешанная экономика в турецком исполнении // Российский экономический журнал. – 1995. - № 5/6.
9. Бахрадзе Г. К. Возникновение и развитие капиталистической промышленности в Грузии в XIX в. Тбилиси, 1958.
10. Внешнеэкономические связи Османской империи в новое время. М., 1989.
11. Гасратян М. А. Очерки истории Турции. М., 1983.
12. Джабиев Р. Иностранные инвестиции в Азербайджан // Общество и экономика. – 2002. - № 7.
13. Исаханов Р. Развитие индустрии туризма в Республике Армения // Общество и экономика. – 1999. - № 6.
14. История Азербайджана. Баку, 1979.
15. Кантемиров А. В. Экономические отношения Турции со странами Закавказья // Востоковедческий сборник. Вып. 2. М., 2001.
16. Кокиаури Л. Коммерческие банки и инвестиции в Грузии // Финансы. – 2002. - № 7.
17. Кокиаури Л. О привлечении иностранного капитала в Грузию // Общество и экономика. – 2001. - № 11/12.
18. Кокиаури Л. Основные тенденции развития грузинской экономики // Общество и экономика. – 2002. - № 8/9.
19. Котонян М. Актуальные проблемы формирования национальной экономики Республики Армения // Общество и экономика. – 1999. - № 6.
20. Маглакелидзе Т. Валютные проблемы Грузии // МЭиМО. – 2002. - № 9.
21. Мамедов З. Ф., Шашина Н. С. Современные тенденции развития банковской системы Турецкой республики // Деньги и кредит. – 1998. - № 6.
22. Масурашвили К. А. Инвестиционная деятельность в Грузии // ЭКО. – 1999. - № 3.
23. Миллер А. Ф. Турция: Актуальные проблемы новой и новейшей истории. М., 1983.