Введение
Актуальность, цели и задачи данной дипломной работы обусловлены следующими положениями.
Совершенствование бюджетной системы и системы межбюджетных отношений является составной частью социально-экономических преобразований в России. Успех экономической стабилизации во многом зависит от создания оптимальных форм бюджетных взаимоотношений, четкого механизма выравнивания горизонтальных и вертикальных дисбалансов в бюджетах всех уровней. Формирование такого механизма – непростая задача для любой страны и особенно для России, объединяющей 89 различных по статусу субъектов Федерации: 21 суверенную республику, 6 краев, 50 областей, 3 автономные области, 7 автономных округов и два мегаполиса: Москва и Санкт-Петербург. Территории группируются в экономические районы не столько по экономическому, сколько по географическому признаку. Таких районов – 11, в них входят от 4 до 10 регионов. Как самостоятельный регион учитывается Калининградская область, отделенная от остальной территории России. Субъекты РФ сильно различаются по площади, численности и плотности населения, уровню экономического развития, природным и климатическим условиям, национальным и историческим особенностям [2, стр. 3-4].
Существующая система фискального федерализма в значительной степени определяет экономическую политику, проводимую региональными властями. Налоговые полномочия регионов, порядок распределения федеральных налогов между центром и регионами, стабильность такого рода отношений определяют наличие и интенсивность стимулов к наращиванию налоговых поступлений в региональный бюджет, что может быть достигнуто как за счет увеличения ставок региональных и местных налогов, улучшения налогового администрирования, так и за счет увеличения налоговой базы путем создания условий роста экономической активности в регионе. Точно так же рассматриваемые особенности бюджетного устройства воздействуют на структуру и эффективность расходов бюджетов регионов [3, 4].
2.2. Использование программно-целевого метода планирования регионального бюджета на примере бюджетов Новосибирской области в 2000-2004 гг.
Прежде всего необходимо отметить, что в Новосибирской области ситуация с региональным бюджетом 2004 года очень сложная [45].
В областной администрации создана специальная комиссия, которая в еженедельном режиме занимается вопросами оптимизации бюджета, выработкой оперативных и стратегических мер укрепления и пополнения финансовой базы области. Именно рост доходов поставлен, что называется, «во главу угла».
За 2000-2004 годы региональный бюджет НСО вырос более чем в три раза. В 2004 году региональный бюджет возрастет еще на четверть. Безусловно, рост доходов бюджета связан с развитием всех сфер производства, торговли и услуг, с повышением доходов граждан, эффективным распоряжением муниципальным и областным имуществом. Но совершенно очевидно также, что он связан и с эффективной деятельностью региональных налоговых органов, ответственностью налогоплательщиков [45].
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998г. №145-ФЗ (с изм. от 8 декабря 2003 г., 23 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3823.
2. Щедров В.И. Методология статистического исследования межбюджетных отношений в Российской Федерации: Дис. на соиск. уч. ст. к.э.н. – М., 1997. – 159 с.
3. Синельников С., Кадочников П., Трунин И., Шкребела Е. Влияние межбюджетных трансфертов на фискальное поведения региональных властей. – М., 2001. – 93 с.
4. Трунин И., Золотарева А., Синельников С. Бюджетный федерализм в России: проблемы, теория, опыт. – М., 2001. – 464 с.
5. Годин А. М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. – 340 с.
6. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический сло¬варь / Под общ. ред. Г. С. Вечканова. – СПб., Изда¬тельство «Лань», 2000. – 352 с.
7. Крохина Ю.А. Правотворчество субъектов Российской Федерации в бюджетной сфере // Журнал российского права. 2001. №5.
8. Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России. – М.: Центр фискальной политики, 2002. – 59 с.
9. «О бюджетной политике в 2004 году» : Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 мая 2003 г. // Энциклопедия российского законодательства [Электронный ресурс] : для студентов, аспирантов и преподавателей юрид. и экон. специальностей / Компания «Гарант». – спец. вып. справ. правовой системы Гарант. Регион. вып. 5.5: Весна, 2004. – Электрон. текстовые дан. – М.: Гарант-Сервис, 2004. – (Гарант-Студент). – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
10. «О бюджетной политике в 2003 году» : Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 1 июня 2002 г. // Энциклопедия российского законодательства [Электронный ресурс] : для студентов, аспирантов и преподавателей юрид. и экон. специальностей / Компания «Гарант». – спец. вып. справ. правовой системы Гарант. Регион. вып. 5.5: Весна, 2004. – Электрон. текстовые дан. – М.: Гарант-Сервис, 2004. – (Гарант-Студент). – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
11. Frederick C. Mosher, Program Budgeting: Theory and Practice with Particular Reference to the U.S. Department of the Army. 80-81. Цит. по: GAO/AIMD-97-46 Performance Budgeting/.Р.7-8.
12. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика / Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. – 784 с.