Введение
Налогообложение доходов — важнейший элемент налоговой по¬литики любого государства. Налог на доходы физических лиц служит значи¬тельным источником формирования доходной части бюджетов разных уровней.
Налог на доходы физических лиц представляет собой прямой, федеральный и регулирующий налог.
Актуальность выбранной темы обусловили её логику и структуру.
Целью работы является изучение теоретических аспектов налога на доходы, его роли в формировании бюджета, рассмотрение перспектив его развития. Важным направлением в работе стало изучение приоритетных направлений и проблем развития налога на доходы, налогового планирования.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
исследованы теоретические и методические вопросы налогообложения доходов физических лиц;
проанализирована практика исчисления налога в ООО «Солярис»;
рассмотрены перспективы развития налога на доходы физических лиц;
предложены мероприятия по созданию системы внутреннего аудита с целью оптимизации налоговых платежей.
Объектом исследования служит комплексная система налогообложения доходов физических лиц на предприятии.
Субъектом исследования выступает ООО «Солярис».
Теоретической и методической основой послужили постановления прави¬тельства РФ, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, труды российских и зарубежных ученых по проблемам бухгалтерского учета и налогообложения.
При проведении исследования использовались отчетные материалы ООО «Солярис». В работе применялись общие методы исследования - системный подход, сопоставительный, экономический анализ, статистические группировки, а также выборочные статистические обследования.
Разработанные в дипломной работе предложения по использованию возможностей системы внутреннего аудита позволят применительно к конкретным организационно-техническим условиям ООО «Солярис» осуществить систему мер, направленных на повышение аналитичности, оперативности анализа и планирования; получать объективную информацию в соответствии с конъюнктурой, позволит оптимизировать налоговые платежи.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
3 Основные пути развития и проблемы применения налога на доходы физических лиц
3.1 Приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц
Министерство экономического развития предлагает заменить подоходный налог налогом на имущество. Аргумент простой: собирать налог с недвижимости легче, чем с заработной платы, большая часть которой по-прежнему находится в тени. Правительству, возможно, так действительно легче, только вот бизнес опасается, что идея МЭРТ может реализоваться не в виде замены подоходного налога налогом на имущество, а в куда более опасном варианте - резком повышении имущественного налога при сохранении НДФЛ.
Казалось бы, ситуация с налогообложением доходов граждан давно прояснилась: с тех пор как 1 января 2001 года была введена 'плоская' шкала подоходного налога, а ставка налога упала до 13%, его собираемость увеличилась на 47%, и в настоящее время НДФЛ - третий по собираемости налог. Причем поступления от него растут из года в год: например, если в 2003 году в казну было перечислено 455 млрд руб. подоходного налога, то в 2004-м - 574 млрд руб. Тем не менее к этому способу обложения доходов граждан у чиновников по-прежнему есть претензии. По их мнению, предприниматели занижают налогооблагаемую базу по НДФЛ, выплачивая большую часть зарплаты в конверте. При этом доказать нарушения законодательства очень сложно.
Видимо, в МЭРТ, поняв всю тщетность этих попыток, сочли, что, заменив НДФЛ налогом на имущество, удастся существенно увеличить сборы в бюджет. Сейчас заканчивается формирование кадастра объектов недвижимости, и когда база данных по недвижимости будет полностью сформирована замена НДФЛ налогом на имущество создаст массу проблем. Ставку налога, безусловно, придется увеличить, что неизбежно приведет к росту недовольства граждан. При этом собираемость налога может сократиться: будет создана масса схем по минимизации налога. Правительству в этом случае придется кардинально изменить систему сбора налога на имущество. Придется вводить массу поправок и оговорок. Таким образом, будут созданы условия для уклонения от налога. Тем не менее, в более отдаленной перспективе правительство, несмотря на все сложности, может попытаться эту идею реализовать. Возможно, это произойдет уже в 2007-2008 годах.