Введение:
Налоговые платежи с населения являются частью финансово-экономических отношений, образуя подсистему налогов с физических лиц в единой налоговой системе. Факт существования налогов с населения объясняется фискальными потребностями, а также необходимостью регулирования уровня доходов граждан. С проведением в нашей стране преобразований, возникновением отсутствовавших ранее финансовых институтов (страховых компаний, акционерных обществ, коммерческих банков, бирж и т.п.) население стало активным участником финансового рынка со всем его инструментом. Это способствовало появлению дополнительных доходных источников у граждан, связанных с операциями как финансового , так и имущественного характера ,и разнообразия видов оплаты труда.
Налог на доходы физических лиц занимает центральное место в составе налогов с населения. Значимость данного налога в налоговой политике определяется не только его удельным весом в доходах бюджета, но и интересами почти половины населения страны или всей его трудоспособной части, а также рядом других экономических условий и общественных отношений. Подоходное налогообложение охватывает практически все категории населения и экономически возможные формы дохода, что наделяет его потенциальной справедливостью. Оно наиболее полно отвечает одному из основных принципов налогообложения – равнонапряженности, когда сумма налога в идеале зависит от платежеспособности плательщика. Кроме того источник уплаты данного налога и источник налогообложения совпадают.
Несмотря на все преимущества как для граждан, так и для государства, налог на доходы обладает рядом недостатков, связанных с особенностями объекта обложения и механизма взимания, что дает большую возможность для уклонения от его уплаты. Поэтому нет ни одной налоговой системы, в которой бы налогообложение доходов граждан не подвергалось изменениям, чаще всего представляющим собой борьбу государства с уходом от налогообложения. Изменение налоговых ставок, расширение объекта обложения, сокращение льгот не всегда преследует лишь фискальные интересы. Часто налогообложение доходов физических лиц выступает инструментом регулирования социально-экономических процессов.
Глава 3:
Налоговая база с 1 января 2003 года в России определяется в соответствии со ст.210 НК РФ: в ней учитываются все доходы в денежной и натуральной форме и в виде материальной выгоды. Она устанавливается отдельно по каждому виду доходов, для которых согласно ст.224 НК РФ имеются разные ставки налогов – 13, 30, 6, 35% . Понятие налоговой базы как совокупного дохода , полученного от разных источников в календарном году исчезло в РФ с 1 января 2003 года. Почти во всех странах базой для исчисления налога является совокупный годовой доход, в который засчитываются доходы от разных источников. Обычно в налоговую базу включаются заработная плата работника по найму , дополнительные выплаты, доплаты, премиальные и другие вознаграждения. В последнее время развитые страны включают в налоговую базу льготы и блага в товарно - материальной форме в виде привилегий на право пользования какими либо объектами .
Рассмотрим вычеты из налоговой базы. Глава 23 части второй НК РФ устанавливает стандартные вычеты в суммах 3000 рулей, 500 рублей и 400 рублей, которые представляют собой ни что иное, как не облагаемый налогом минимум доходов для определенных социальных групп граждан . Стандартный вычет налогоплательщику, на обеспечении которого находятся дети представляется, в соответствии с НК РФ, в размере 300 рублей на каждого ребенка до 18 лет, либо на ребенка до 24 лет, если он является учащимся дневной формы обучения, аспирантом, ординатором, студентом, курсантом . НК РФ также предусматривает предоставление социальных вычетов (в сумме произведенных расходов на обучение, оплату медицинских услуг, благотворительные взносы, но не выше установленного потолка – подробнее см. глава 1 часть 2 данной работы). Также налоговым кодексом предусматривается предоставление имущественных и профессиональных вычетов . Несомненно, что с введением главы 23 части второй НК РФ перечень данных льгот значительно расширился. Однако он все-таки остается значительно уже перечня льгот, предоставляемых в зарубежных странах, а размер предоставляемых вычетов намного ниже, чем в развитых государствах.
Возьмем , например, стандартные вычеты . Для большей части работающего населения, это стандартный вычет в размере 400 руб. в месяц ( или 4800 руб. в год – при определенных ограничениях) . С моей точки зрения это недопустимо низкий уровень вычета . Размер вычета было бы справедливо увеличить до величины минимального прожиточного уровня . Это только одна сторона данного вычета. Следует также учитывать и то, что свыше 20020 рублей данный вычет не предоставляется. Таким образом получается , что низкооплачиваемая категория работающих граждан несет на себе бремя подоходного налогообложения наравне с высокооплачиваемой частью работающих. Я думаю, что эта ситуация должна быть изменена. Было бы справедливо предоставлять стандартные вычеты той части работающего населения , доходы которой в течение календарного месяца не превышают шести тысяч рублей . Аналогичная ситуация складывается с вычетами, предоставляемыми на детей. Они также установлены в недопустимо низком размере. Во многих странах семейные скидки , в том числе скидки на детей , устанавливаются в размере, минимально необходимом для поддержания здоровья и развития детей. В России же этот вычет , кроме того, что он недопустимо мал, но еще и не предоставляется после достижения 20020 руб. дохода у работающего человека. Таким образом, налогоплательщик, совокупный доход которого с начала года превысил 20020 рублей, теряет право на оба стандартных вычета. Я считаю, что в данном случае ситуацию также надо изменить, установив не облагаемый налогом минимум на каждого ребенка в размере , равном размеру минимальной прожиточной корзины, а порядок предоставления данного вычета - аналогично порядку предоставления стандартного вычета на самого налогоплательщика .