Введение:
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Этим и определяется значение рационально организованного и эффективного налогообложения.
Экономические преобразования в современной России закономерно обусловили реформирование системы налогов. Реформы 1991 – 1992 годов учитывали, что на пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Сформированная двенадцать лет назад система налогообложения не столь эффективна, как этого хотелось бы. Правовое регулирование и формирование системы происходит и в настоящий момент, и, как кажется, даже более интенсивно, чем в первые годы реформ. Наглядной демонстрацией стабилизации налогового законодательства, перехода налоговой системы в правовое русло, является принятие частей I и II Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
Одной из составляющих, формирующих доходную часть государственного бюджета, является налог на доходы физических лиц.
На представленной диаграмме хорошо видно, что налог на доходы- существенная часть государственной казны.
НДС -22,4%;
Налог на прибыль - 19,1%;
Другие налоги и сборы - 17,4%;
Акцизы - 15,1%;
Налог на доходы физических лиц - 14,7%;
Платежи за пользование природными ресурсами - 11,3%.
Глава 3:
Это находит подтверждение в п.10 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ ", где указано следующее. Если доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме, и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация предоставляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном п.2 и п.3 ст.24 ч.1 НК РФ.
Социальные вычеты являются одним из основных нововведений (наравне с единой ставкой подоходного налога) и предусматривают уменьшение облагаемого дохода в установленных пределах на суммы таких социально значимых расходов, как оплата лечения и стоимость медикаментов, а также оплата обучения в образовательных учреждениях. Стоит отметить, что стоимость своего лечения, лечения супруга, родителей, детей в возрасте до 18 лет, а также стоимость лекарственных средств принимается к вычету в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
К преимуществам нового законодательства о налогообложении доходов физических лиц можно отнести необязательность представления налоговой декларации всеми физическими лицами. В соответствии с гл.23 ч.2 НК РФ такая обязанность возложена на индивидуальных предпринимателей и физических лиц, получающих доходы от источников за пределами Российской Федерации, от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, а также иные доходы, при получении которых налог удержан не был. Также представлять налоговую декларацию, как отмечалось, придется лицам, желающим воспользоваться правом на получение вычетов (за исключением стандартных). Лица, на которых не возложена обязанность декларировать свои доходы, вправе представить налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства. Последний срок подачи декларации сохранён прежним - 30 апреля текущего года.
В целом , глава 23 ч.2 НК РФ, посвященная налогу на доходы физических лиц, позволяет судить о лояльности данного акта. Такой подход обусловлен задачей, которую призван решить НК РФ, - вывести "из тени" доходы физических лиц. Очевидно, что этот процесс займет значительный промежуток времени, в течение которого налогоплательщики должны "привыкнуть" платить налоги со всех видов доходов. После чего, скорее всего, следует ожидать возврата к прогрессивной системе налогообложения.
Заключение:
В России на протяжении XIX в. основным прямым налогом была подушная подать. Лишь в 1916 г. был принят указ императора России о введении как такового подоходного налога. Однако события 1917 г. не позволили данному указу вступить в действие.
В советские времена этот налог действовал по следующим принципам:
- платили все и со всех доходов;
-налоговую базу исчисляли ежемесячно, кроме кустарей, ремесленников и лиц, занимающихся частной практикой, так как у них она исчислялась за календарный год;
- ставки были прогрессивными, но по каждой социальной группе: рабочие, служащие и совместители; работники свободных профессий (писатели, артисты, художники и т.д.); кустари, ремесленники и служители религиозных культов. Максимальный размер ставок составлял соответственно 13, 60, 90%. Льготы также были установлены по социальному признаку.
Новый этап в истории рассматриваемого налога начался в связи с переходом России на рыночные отношения. Верховный Совет РФ принял 7 декабря 1991 г. за N 1998-I Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц". Были установлены единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень не облагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью. К февралю 2000 г. в этот Закон 21 раз были внесены изменения и дополнения, в том числе шкала ставок налога изменялась 9 раз и всегда была прогрессивной. В каждой шкале максимальная ставка определялась в размерах 60, 45, 40, 35, 30%.
Такова история. А теперь несколько слов о будущем.
В третье тысячелетие Россия вступает с НК РФ, и это впервые за всю историю российской государственности. НК РФ состоит из двух частей - общей и специальной. Создана совершенно новая основа правового регулирования налоговой системы в период перехода к рыночной экономике.
Часть первая НК РФ, принятая Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ в редакции Федеральных законов от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ и 155-ФЗ, действует с 1999 г. и дает определения, касающиеся таких понятий, как "налоги и сборы по уровням бюджетов", "налоговая база", "налоговый агент", "налогоплательщик", "налоговые ставки", "налоговые правонарушения", "меры ответственности за налоговые правонарушения", "налоговый контроль",
Часть вторая НК РФ принята Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ и состоит из глав, которыми определен порядок исчисления и уплаты четырех основных налогов, один из них - налог на доходы физических лиц ("Российская газета" от 10 августа 2000 г.).