ВВЕДЕНИЕ
Попытки осмыслить декор как украшение, как дополнительное свойство и форму проявления красоты неоднократно предпринимались в истории эстетической мысли. Эту проблему затрагивали в своих рассуждениях о двух видах красоты Сократ, Платон, Цицерон, Кант, Гегель и многие другие.
Декор - система украшения сооружения, фасада или интерьера, а также любого изделия или предмета. Понятно, что главной функцией декора является не удовлетворение каких-либо утилитарных потребностей, а создание эстетически и художественно значимых ценностей, удовлетворяющих потребности человека в прекрасном. Декором формируется идейно-образное начало. С понятием декора тесно связано понятие о декоративно-прикладном искусстве, производящем художественные изделия, имеющие практическое назначение в общественном и частном быту и изделия, декоративность которых по отношению к украшаемым ими пространствам и предметам настолько усилена, что является единственным их смыслом и функцией. Если массовая потребность в предметах бытового назначения удовлетворяется дизайном, то изделия декоративно-прикладного искусства тяготеют к уникальности и чаще всего являются результатами ручной работы.
В большом городе жизнь далека от природы, от чистого воздуха и зеленых лесов, а ведь так хочется порой бросить все - и уехать в деревню! Видимо, поэтому все чаще декораторы обращаются к теме деревни, символизирующей природу, простоту и размеренность жизни. Фитодизайн (а именно так называют композиции из цветов и зелени в доме) давно уже стал наукой, в которой различают два значения этого слова - общее и частное. Прежде всего фитодизайн предполагает проектирование и организацию среды, и здесь он выступает как часть ландшафтной архитектуры. Ее история и, в частности, история садово-паркового искусства, имеет глубокие исторические корни. Она начинается от египетских и персидских садов, греко-римских и испанских систем, природно-религиозных садов Востока и стиля средиземноморских итальянских вилл. Далее следуют композиционные решения регулярных французских садов классицизма, а также тип английской романтической, североамериканской усадьбы и русских поместий. Современные проекты ХХ столетия предложили множество разнообразных садиков и парков, органично дополняющих все типы частных владений - начиная от русских и финских дач и заканчивая европейскими коттеджами.
Однако на пороге нового тысячелетия наметилась интересная тенденция. Мы задумываемся о том, как своими руками воссоздать естественную природу, сделать так, чтобы она сама постоянно была рядом, даже в городской квартире. Пик спроса на композиции фитодизайна в его более узком смысле - "одухотворение интерьера", создание природной среды в доме и квартире - пришелся на конец ХХ века. Стали вспоминать о балконном огороде и зимних садах, о японских бонсай и экибане, о букете и о загадочном фэн-шуй… Многовековые китайские и японские традиции пришлись весьма кстати в Европе, которая успела устать от урбанизации и основательно подзабыть волшебные способности природы.
Современные тенденции фитодизайна - как ландшафтного, так и интерьерного - есть тенденции единения. Единения не только в виде перетекания стилей, технических приемов, технологий Востока и Запада. Но единения и с тонким миром, формирующим атмосферу любого помещения, частью которого является царство растений. Организация зимнего сада в учебном заведении и создание элементов его оформления как нельзя лучше поможет проявить учащимся творческое мышление, мастерство, развить глубокое понимание гармонии, света, цвета и красоты, применить знания и навыки, полученные во время учебы.
В связи с вышесказанным избранная тема является особенно актуальной..
Целью дипломной работы является описание использования декоративных элементов в оформлении интерьера МГПУ на примере решетки для решетки для цветов.
В соответствие с поставленной целью возникают следующие задачи:
• исследовать садово-парковое искусство: элементы оформления, технологии обработки материалов;
• описать организацию зимнего сада, подробно остановившись на использовании света и цвета в интерьере, а также на применении цветов;
• предложить методику проведения занятий по изготовлению перголы с учащимися 6 класса, для чего исследовать психологические особенности подростков и формирование мотивации у учащихся, разработать план занятий;
• описать технологию процесса изготовления решетки для цветов как декоративного элемента в оформлении интерьера факультета технологии и предпринимательства, обосновав выбор изделия, материала, описав процесс обработки материала и сборки изделия;
• сделать выводы по исследуемому материалу.
В процессе исследования были использованы следующие материалы:
работы отечественных и зарубежных авторов по дизайну, декору и фитодизайну; работы отечественных авторов по декоративной обработке различных материалов, преимущественно дерева; материалы по психологии и педагогике, энциклопедийные издания по деревообработке, периодические издания, а также данные, размещенные в сети Интернет.
3.1. Внешняя форма предмета
Предмет утилитарного назначения характеризуется внешней фор¬мой и цветом, так же как произведение скульптуры и живописи.
Рассмотрим, прежде всего, характеристики формы предмета как таковой, исключив всякое практическое и эстетическое его содержание. Самые простые - это известные нам основные геометрические формы: параллелепипед, призма, цилиндр, конус. Возможны и соедине¬ния этих геометрических тел, врезка и пересечение их в разных комбинациях. Огромное число предметов имеет еще более сложную форму с очертаниями двоякой кривизны, вхождением внешнего пространства в пределы этого предмета форма предмета может быть симметричной и асимметричной Симметрия известный термин Известно два основных вида симмет¬рии - зеркальная и осевая.
Соотношения
Любой предмет обладает размерами и реальной величиной. Это абсо¬лютно объективные параметры. Но в самой величине предмета за¬ложена выразительность.
С понятием "соотношение" тесно связаны понятия контраста и нюан¬са. Пример контраста - флакон с колпачком. Пример нюанса - срав¬нивая величины двух отрезков.Гармоническая форма и понятие композиции
Итак, мы познакомились с основными признаками, присущими вся¬кому предмету, искусственному или естественному, вне зависимости от его эстетических качеств.
Найденная художником гармоническая форма предмета обладает рядом необходимых качеств. Она органична и целостна её части пропорциональны и ритмичны, вся она соизмерима человеку и пред¬метному окружению.
Процесс создания гармоничного произведения носит название "ком¬позиция".
Литература
1. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву: Уроки мастерства.- М: Народное творчество, 2003.
2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук.-Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Божович Л.И Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. 3-е изд,. –М., 2001.
4. Геронимус Т.М. Урок труда (комплект для начальной школы).-М.:Просвещение, 1997.
5. Гильбух Ю.З., Верещак Е.П. Психология трудового воспитания школьников. Киев, 1987.
6. Дараган М.В., Спектор Г.З. Основыц творческо-конструкционной деятельности. Практическое цветоведение: Учебно-методическое пособие для студентов технологии и предпринимательства педагогических университетов. –М., МГПУ, 2003.
7. Дубяго Т.Б. Русские регулярные сады и парки.- Л., 1963.
8. Еlle Декор, №23, сентябрь 2003.
9. Журнал «Работница».-2003, -№7, №12, -2004, -№2, №6, №7, №11
10. Изучение личности школьника учителем/под ред. Васильевой З.И., Ахаян Т.В. - М.: Педагогика,1991.
11. Иттен И. Искусство цвета.- 2-е изд. -М. : Изд. Д. Аронов, 2001.
12. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя.— 2-е изд. -М.: Просвещение, 1994.
13. Мак-Кой П. Мини-сад – архитектура, дизайн, декор. –М.:Росмен, 2001.
14. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. Изд. 4-е, перераб. и доп.- М.:Высшая школа, 1989.
15. Маркова А. К., Матис Т.А., Орлов А.Б.Формирование мотивации учения: Кн. для учителя -М.: Просвещение, 1983.
16. Хворостов А.С., Хворостов Д. А. Художественные работы по дереву. Макетирование и резное дело. –М., 2002.
17. Маркова А.К.Формирование мотивации учения. -М: Просвещение,1990.
18. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. /Мотивация учения и её воспитание у школьников.- М.: Педагогика, 1983.
19. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна.-М.:Молодая гвардия,1994.
20. Немов Р. С. Общие основы психологии. - М., 1994.
21. Новоселов Ю.А., Кулов А.С., Панкратов Е.С. Интерьер дома и изготовление мебели своими руками.-М.: Росагропромиздат,1991.
22. Петровский А.В., Брушлинский, В.П. Зинченко И.К. и др. Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов. - М., 1986
23. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. -М., 2001
24. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творчества.-М.:Просвещение,1985.
25. Подгорный Н.Л Резьба. Мозаика. Гравирование. –М.: Феникс 2000.
26. Пономарева Е.С. Цвет в интерьере.-Минск.:Высшая школа,1984
27. Плотничное мастерство/составитель П.А. Федоров – СПб.:Политехника,1992
28. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. - 1999. - №3
29. Рыженко В.И. Резьба по дереву. Мозаика: Справочник домашнего мастера. - М.: ОНИКС 21 век, 2004.
30. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины.-М.: Просвещение, 1989.
31. Сафроненко В.М. «Секреты древесины» - Мн.: ОДО «Хэлтон», ООО «Харвест», 2003;
32. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву в современном интерьере. -Мн.: Современное слово, 2002.
33. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов. Учебное пособие для вузов.-М., 2002.
34. Тарловская Н.Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду.-М.:Просвещение "Владос",1994.
35. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю.// Психологический справочник учителя.-М.: Просвещение, 1991.
36. Фарапонова Э.А., Аверин А.М. Некоторые вопросы исследования содержательного анализа как компонента теоретического мышления. Изучение перцептивной и мыслительной деятельности учащихся. - М., 1983.
37. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. T.I. -М.: Мир, 1986.
38. Цвет и свет – в интерьере.// Биржа информации Общественно-политический еженедельник. Гродно, Беларусь. 20.01.05. .