Введение
В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам госу-дарства. Но все политические права и свободы, принадлежащие как челове-ку, так и гражданину, пользуются равной судебной защитой, т. е. гарантиру-ются государством, хотя по содержанию многие из них предполагают крити-ку, инакомыслие, оппозицию правительству и прямые антиправительствен-ные действия (демонстрации, митинги и др.).
Свобода печати и информации. Первоосновой свободы печати, как это вытекает из ч. 4 ст. 29 Конституции, является право каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что государство в лице любых его ор-ганов, а также и общественные организации обязаны предоставлять интере-сующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются со-гласно закону государственной тайной.
Согласно Конституции цензура запрещается.
Право на объединение. По своему содержанию право на объединение предусматривает возможность создания общественных, т. е. негосударствен-ных, объединений, а именно: политических партий, профсоюзов, предприни-мательских союзов и других общественных организаций. Каждый человек вправе не только создавать эти общественные объединения вместе с другими людьми, но и вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятственно выходить из них. Конституция РФ устанавливает только три положения, связанные с реализацией этого права.
а) Право на объединение принадлежит каждому человеку. Однако, есть законные ограничения для некоторых лиц, например, военнослужащих, су-дей, прокуроров.
б) Государство гарантирует свободу общественных объединений. За исключением ограничений, предусмотренных в Конституции, государство не вправе ограничивать цели и задачи общественных объединений, вмешивать-ся в их внутреннюю деятельность. "Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на на-сильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целост-ности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, националь-ной и религиозной розни" (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).
в) Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объе-динение или пребыванию в нем.
Право на мирные собрания и публичные манифестации. В Российской Федерации это право принадлежит только ее гражданам, хотя Международ-ный пакт о гражданских и политических правах закрепляет его без такого ог-раничения. Конституция РФ (ст. 31) закрепляет право: собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетиро-вание.
Право участвовать в управлении делами государства. Это право при-надлежит только гражданам Российской Федерации и реализуется ими, как сказано в ст. 32 Конституции, как непосредственно, так и через своих пред-ставителей. Данное право развивает содержащееся в ст. 3 Конституции по-ложение о народовластии, которое носит обобщенный, декларативный харак-тер. А конкретно устанавливаются право граждан на участие в проведении референдумов и свободных выборов и право быть избранными в органы го-сударственной власти, органы местного самоуправления, иметь доступ к го-сударственной службе и отправлению правосудия, обращаться в государст-венные органы и органы местного самоуправления.
Право избирать и быть избранными. Это право граждан стоит в центре всех процессов формирования органов государства, т. е. носит властеобра-зующий характер. Всеобщие выборы органов государственной власти и ор-ганов местного самоуправления, а также референдумы предоставляют народу уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены правителей. Право избирать и быть избранным (избиратель-ные права) в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражда-нина к своему государству и демократизма этого государства.
Равный доступ к государственной службе. Это демократическое право очень важно для предотвращения бюрократизации государственного аппара-та и превращения его в самодовлеющую силу, оторванную от народа.
Право участвовать в отправлении правосудия. Это право призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Оно предоставляет каждому гражданину возможность без всякой дискриминации занять должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседате-лем.
Право обращений. Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные послания в государствен-ные органы и органы местного самоуправления. Это право предусматривает возможность обращаться с просьбой, жалобой или предложением в любой орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ и обязан-ность должностного лица дать ответ на это обращение. Обращение может содержать как личные вопросы, так и общественные.
Целью данной дипломной работы является рассмотрение вопроса о по-литических правах и свободах гражданина.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
рассмотреть конституционные гарантии основных прав и свобод чело-века и гражданина в Российской Федерации;
охарактеризовать права граждан, обеспечивающие участие в жизни общества: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний;
проанализировать вопросы защиты политических прав и свобод граж-дан.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых нормативно-правовых актов и списка научной литературы.
2. Политические права и свободы гражданина
2.1 Права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов: избирательное право; право на референдум; право петиций
В науке конституционного права и юридической практике термин «из-бирательное право» употребляется как в объективном, так и в субъективном смыслах. Под объективным избирательным правом понимается система норм конституционного права, регулирующих избирательные общественные от-ношения. Взятые в единстве они образуют особую подотрасль (институт) конституционного права как ведущей отрасли российского права. Избира-тельное право в субъективном смысле представляют собой установленные в нормах объективного права соответствующие избирательные правомочия.
Объективное и субъективное избирательное право тесно взаимосвяза-ны. Во-первых, объективное избирательное право есть нормативная форма (наряду с правосознанием и юридической практикой) бытия субъективных избирательных прав. В этом качестве объективное право выступает норма-тивным источником избирательных прав граждан. Во-вторых, в нормах объ-ективного права устанавливаются модели правового поведения (правомерно-го и неправомерного) субъектов избирательных правоотношений. В-третьих, объективное право не только указывает на объем и содержание правомочий обладателей избирательных прав, но и определяет порядок (процесс) их осу-ществления. В-четвертых, в объективном избирательном праве фиксируются гарантии охраны и защиты избирательных прав граждан (в частности, меры юридической ответственности). В-пятых, объективное избирательное право служит официальным критерием оценки законности поведения субъектов из-бирательных правоотношений.
На современном этапе политико-правового развития Российской Феде-рации избирательное право характеризуется следующими чертами:
• избирательное законодательство в полной мере соответствует универ-сальным международным избирательным стандартам;
• в современных условиях повысился уровень нормативно-правового ре-гулирования фактических избирательных отношений;
• правовое регулирование избирательных отношений составляет компе-тенцию Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому в современных условиях избирательное право является сложным, имеющим федера-тивную природу. Оно включает в себя как избирательное право Рос-сийской Федерации, так и избирательное право субъектов Федерации;
• в современных условиях существенно расширился предмет правового регулирования избирательного права. Фактические избирательные от-ношения более полно включают в себя материальные и процессуаль-ные отношения.
Список используемой литературы
Список нормативно-правовых актов
1. Конституция Российской Федерации, принята на всенародном голосо-вании 12 декабря 1993 г.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации. - Санкт-Петербург: Изд-во Альфа. 2004.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г.). Жилищный кодекс РФ.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декаб-ря 2001 г. N 174-ФЗ.
6. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Россий-ской Федерации" (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.)
Научная литература
7. 10 лет российской Конституции: результаты и перспективы // Адвокат, N 12, декабрь 2003 г.
8. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - РЮИД, "Сашко", 2000.
9. Аверьянов А.Н., Васецкий Н.А., Малов Ю.К. Комментарий к Феде-ральному закону "О политических партиях", Юрайт-М; Новая Право-вая культура, 2002 г.
10. Алисиевич Е.С. Юридические лица как субъекты прав, закрепленных в Европейской Конвенции о защите прав человека // Гражданин и право, N 6, ноябрь-декабрь 2003 г.
11. Бурков А.Л. Борьба за власть между Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ: пострадают ли права человека? // Гражданин и право, N 2, март-апрель, N 5, сентябрь-октябрь 2003 г.
12. Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституци-онных прав и свобод граждан // Журнал российского права, N 12, де-кабрь 2001 г.
13. Водолагин С. Конвенция о правах человека как составная часть право-вой системы России // Российская юстиция, N 8, август 2001 г.
14. Глашев А.А. Европейская конвенция о защите прав человека и право-применительная практика // Законодательство, N 6, июнь 2001 г.
15. Гошуляк В.В. Теоретические проблемы единства системы конституци-онного законодательства Российской Федерации // Журнал российско-го права, N 9, сентябрь 2001 г.
16. Гражданское право (под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова) - М.: Волтерс Клувер, 2004
17. Грудцына Л.Ю. Судебная защита прав и свобод личности: теоретиче-ский аспект // Законодательство и экономика, N 8, август 2003 г.
18. Данилов Е.П. Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, об-разцы документов - М.: Юрайт-Издат, 2004.
19. Дозорцев П. Конституционно-правовые основы свободы совести в Рос-сии // Российская юстиция, 1999, № 2
20. Елизаров В.Г. Кнституционно обоснованные ограничения свободы массовой информации в ходе избирательных кампаний и просчеты но-вого законопроекта // Журнал российского права, N 4, апрель 2002 г.
21. Емельянов В.И. Разумность, добросовестность, незлоупотребление гражданскими правами. - М.: "Лекс-Книга", 2002
22. Князев С.Д. Административно-правовой статус российских граждан: конституционно-правовые основы реформирования // Журнал россий-ского права, N 2, февраль 2004 г.
23. Комментарий к Конституции Российской Федерации /под общ. ред. Карповича В.Д.
24. Лапаева В.В. Политическая партия: понятие и цели. К принятию Зако-на о партиях // Журнал российского права, N 1, январь 2002 г.
25. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Феде-рации / Отв. ред. В.В.Лазарев, СПС "Гарант", 2003 г.
26. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Окунькова Л.А. - М.: Издательство БЕК, 1994 г.
27. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Рос-сийской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина / Официальный текст на 1 августа 2003 г.). Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д.Зорькина. . - ЗАО "Библиотечка "Рос-сийской газеты", 2003 г..
28. Постатейный научно-практический комментарий части первой Граж-данского кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополне-ниями на 1 апреля 2001 г.) (в ред. Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральными законами от 20 февраля 1996 г. N 18-ФЗ, от 12 августа 1996 г. N 111-ФЗ, от 8 ию-ля 1999 г. N 138-ФЗ) / Эрделевский А.М. - Агентство (ЗАО) "Библио-течка РГ", М., 2001 г.
29. Постников А.Е. Избирательное законодательство: необходимо четкое разделение полномочий между различными уровнями власти при про-ведении выборов // Журнал российского права, N 5, май 2002 г.
30. Сивицкий В.А. Некоторые вопросы прав граждан на участие в управ-лении государством. Судебная практика Конституционного Суда Рос-сийской Федерации // Гражданин и право, N 9, сентябрь 2001 г.
31. Страшун Б.А. Десять лет конституционных прав и свобод // Журнал российского права, N 11, ноябрь 2003 г.
32. Сухинина И. Конституционные презумпции в сфере прав и свобод че-ловека и гражданина // Российская юстиция, N 9, сентябрь 2003 г.
33. Тепляшин И.В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан // Журнал российского права, N 1, январь 2002.
34. Фомина С.В. Демократия и права человека. Право на свободу совести и свободу вероисповедания // Гражданин и право, N 1, июль 2000 г.
35. Хаманева Н.Ю. Право граждан на подачу обращений // Гражданин и право, N 1, июль 2000 г.
36. Хаманева Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере государственного управления в Российской Федерации // Граж-данин и право, N 2, 3 2000 г.
37. Шейнин Х. Новые аспекты судебной защиты прав и свобод граждан // Российская юстиция, 1996, N 8.