Введение
Сегодня для оживления экономики страны необходим значительный приток средств частных инвесторов, и, прежде всего крупного корпоративного национального капитала, сумевших наиболее успешно адаптироваться к условиям рынка и способных обеспечить высокую отдачу от инвестируемых средств.
Выходу российской экономики из инвестиционного кризиса в настоящее время во многом препятствует отсутствие в стране необходимых объемов внутренних ресурсов для накоплений. Проблема повышения инвестиционной активности и реконструкции экономики не может быть решена только за счет значительного увеличения масштабов государственного инвестирования из-за высокой степени "связанности" ограниченных бюджетных инвестиций неотложными задачами инвестиционной поддержки жизнеобеспечивающих производств и необходимости осуществления целого ряда некоммерческих (бесприбыльных) инвестиционных проектов социальной сферы.
В качестве темы дипломной работы выступает очень актуальная в настоящее время проблема деятельности по привлечению иностранных инвестиций в Ханты-Мансийский автономный округ (Югру). Поскольку иностранные инвестиции являются одной из перспективных сфер развития экономики округа, в дипломной работе исследуется влияние инвестиций на экономику Югры, система привлечения инвестиций и предлагаются перспективные пути решения проблем привлечения.
Актуальность темы продиктована самой экономической жизнью России и объясняется тем, что иностранные инвестиции являются не только признаком развития внешнеэкономических связей, но и важнейшим источником доходов местных бюджетов и бюджета округа.
В России либерализация экономики началась только в конце 80-х гг., поэтому система внешнеэкономической деятельности находится в стадии развития и поисков новых решений. Экономические процессы, идущие в стране, в полной мере характерны и для нашего региона. В начале 1990-х годов экономика Югры столкнулась с немалыми трудностями.
Цель работы – определить уровень инвестиционной привлекательности Югры и наметить пути его актуализации.
Задачи дипломного исследования:
• Анализ существующей системы привлечения инвестиций;
• Определение факторов, влияющих на поступление инвестиций и анализ их взаимосвязи;
• Выработка способов решения проблем привлечения и увеличения притока иностранных инвестиций в Югру.
Предметом исследования дипломной работы является деятельность по привлечению иностранных инвестиций в Югру, в качестве объекта исследования выступает отдел иностранных инвестиций экономического комитета Администрации округа и Агентство по поддержке и развитию инвестиций как основные органы привлечения инвестиций. При написании дипломной работы применялись статистические данные экономического комитета округа.
Работа состоит из 3 глав. В главе 1 излагаются теоретические аспекты темы, раскрывается сущность инвестиций и инвестиционного процесса, а также рассматриваются проблемы привлечения инвестиций. В главе 2 проводится анализ технологий привлечения инвестиций в регион на примере Ханты-Мансийского автономного округа и влияние инвестиций на его экономику. В главе 3 сделана попытка решения проблемы привлечения иностранных инвестиций в округ и приведен прогноз их привлечения на период до 2011 года.
Решение проблем привлечения инвестиций в регион позволит увеличить поток иностранного капитала и, соответственно, способствовать разрешению других проблемных аспектов, в частности, проблем занятости и неразвитости инфраструктуры.
Существующая система деятельности по привлечению инвестиций в округ ориентируется на уже действующих инвесторов и их рекомендации, отзывы потенциальным инвесторам, однако округа стоит попытаться использовать другие стратегии и пути привлечения капитала из других стран. Предлагаемые в работе решения способны привести к дальнейшему развитию внешнеэкономической деятельности и увеличению потока инвестиций в экономику Югры.
2.4. Результаты деятельности инвесторов в ЮГРЕ
Создание и развитие инвестиционной среды округа могло быть менее успешным и более затянутым во времени, если бы не техническая помощь международных и ино¬странных организаций.
Практическими результатами ознаменовалась реализация проектов в рамках программы “Региональная инициатива” (США). Создана геоинформационная система (ГИС), активно ведется выставочная деятельность в регионе, проводилось микрофинансирование малого и среднего бизнеса, в основном бизнеса женщин, через созданный кооператив “Перспектива”, Фондом Евразия выдано около 40 грантов местным неправительственным организациям для расширения услуг в социальной сфере и развития местного сообщества. Были созданы Центры поддержки НГО в Ханты-Мансийском округе и в других территориях округа, развивающиеся в настоя¬щее время.
Интернет-программа позволила открыть 5 публичных общедоступных каналов входа в Интернет в учебных заведениях и библиотеке ЮГРЫ.
Таким образом, практически по всем направлениям реализации программы Региональная Инициатива получены весомые результаты, которые получили дальнейшее развитие в настоящее время уже без участия американской стороны.
итература
1. Налоговый Кодекс РФ (часть II) от 05.08.2000 №117-ФЗ в ред. от 05.04.2004
2. Таможенный Кодекс РФ от 28.05.03 №61-ФЗ с изменениями от 23.12.2003
3. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.1995 №157-ФЗ (ред. от 10.02.1999) и от 08.12.2003 №164-ФЗ принят ГД ФС РФ 21.11. 2003
4. Федеральный закон «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 №5003-1 ред. 23.12.2003
5. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» 09.07.1999 №160-ФЗ ред. 08.12.2003
6. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001 N129-ФЗ
7. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160- ФЗ от 09.07.99 г.;
8. Постановление Правительства РФ «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной капитал предприятий с иностранными инвестициями» № 883 от 23.07.96 г.;
9. «Инвестиционный потенциал Северо – Западного федерального округа», «Инвестиции в России» N11 за 2003 г., с. 14-18, М., ООО «ИвР им. Вчерашнего».
10. «Экономика России в 2003 году и прогноз на 2004 год и ближайшие годы» БИКИ N18 от 14.02.2004 г., с. 2-3.
11. Яна Дерябина «Сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов», «Инвестиции в России» N8 за 2003 г., М., ООО «ИвР им. Вчерашнего».
12. «Социально-экономическое положение в России в 2003 году» БИКИ N38 от 03.04.2004 г., с. 2-3.
13. А.С. Зелтынь. Инвестиционная активность в России в 2002 году. //ЭКО.2003. N8. С. 48-70
14. Авдокушин Е.Ф. «Международные экономические отношения», М., «Маркетинг», 2000 г., 319 c.;
15. Альвианская Н.В. Местные бюджеты в условиях бюджетной реформы// Финансы. - 2004. №2. С. 15-19;
16. Бабич А.М., Павлова Л.Н./ Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М: Финансы, 1999;
17. Васюнина М.Л. Изменения территориальной организации местного самоуправления и их влияние на бюджетную систему РФ//Финансы и кредит . -2005. №6. С. 47-52;
18. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики.- М.: Финансы и статистика,2003;
19. Г.П. Литвинцева. Кризис инвестиций углубляется: где выход? // ЭКО.2003. N 5. C. 20-37
20. Горбунов И. "Инвестиции: добро пожаловать или посторонним вход воспрещен", "Экономика и жизнь" № 47, 2000 г., c.1;
21. Игудин А.Г. Актуальные проблемы межбюджетных отношений// Финансы.-2005. № 10. С. 15-19;
22. Казакова Л.В. Проблемы изменения структуры доходов и расходов местных бюджетов в современной экономике//Финансы и кредит -2004. № 12. С.47-49;
23. Кириллова С.С. Возможности укрепления доходной базы местных бюджетов//Финансы. - 2004. № 11. С.70-72;
24. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие/ Иванов В.В., Коробова А.Н. - м.: ИНФРА-М, 2002;
25. О.Солнцев, М.Хромов «Рычаг или удавка», "Эксперт" N13, 2004 г., с.66-73
26. Пронина Л.И. О расширении полномочий органов местного самоуправления и их финансовом обеспечении// Финансы. - 2005. № С.15-18;
27. Селин В. С. Реформа местного самоуправления и ее финансов обеспечение// Финансы. - 2005. № 9. С. 13-19;
28. Шишкин А.Г., Тюкменев Р. С. У каждого поселения бюджет должен быть сбалансированным// Финансы. -2005. № 10. С. 12-14;
29. Шуткин А.С. Малый бизнес и местные бюджеты// Финансы. -2005. № 5. С.34-36;
30. Ю.Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством, - М.: Финансы и статистика 2001