Введение
Общественное мнение действует практически во всех сфе¬рах жизни общества. Однако предметы его высказываний определяются рядом границ. В первую очередь это — естественные границы образования общественного мнения, которые оно никогда не может преступить и не преступает.
В последнее время значительно усилилось внимание органов местного самоуправления к общественному мнению. И это вполне объяснимо. Стремление действовать в соответствии с общественными интересами и нравственными нормами вызывает у исполнительной и представительной власти потребность в четких ориентирах. Их и призвано дать общественное мнение, характеризующее настроение людей, их отношение к постоянно меняющейся политической, экономической, социальной ситуации, к тем или иным законопроектам и законам.
Действительно, общественное мнение сегодня играет особую роль в социальном управлении. И мэры городов, главы районных администраций стремятся использовать его силу и значение в своей деятельности. В опоре на общественное мнение многие из них видят путь к эффективному муниципальному управлению. Объяснение этому, на наш взгляд, в том, что общественное мнение в условиях местного самоуправления, во-первых, выполняет важные социальные, политические функции во всех сферах общественной жизни; во-вторых, своеобразным способом отражает и выражает социальные требования и интересы различных слоев населения; в-третьих, выступает показателем степени развития общественного и массового сознания, настроений и отношения населения к различным факторам и событиям; в-четвертых, является одним из важнейших каналов получения обобщенной и конкретной социальной информации; в-пятых, выступает своеобразным источником и носителем житейского опыта народа, в нем проявляется коллективный ум представителей населения; в-шестых, отражает отношение широких слоев населения к политике и органам местной власти, муниципальным, государственным и общественным задачам; в-седьмых, выступает самостоятельным инструментом регулирования образа жизни, его нормативно-мотивационных особенностей и направлений.
Общественное мнение — это сложное, многомерное, изменчивое духовное явление, дать исчерпывающее определение которого очень трудно. В наиболее общем виде общественное мнение можно определить, как коллективное оценочное суждение людей по вопросам, представляющим общественный интерес. Функционирование общественного мнения, как социального явления, означает, что оно действует в качестве «социальной власти», т.е. власти, наделенной волей и способностью подчинять себе поведение субъектов социального взаимодействия.
Взаимодействие органов местного самоуправления с общественным мнением «на глазок», игнорирование системного подхода к формированию и ориентации общественного мнения с привлечением различных институтов неизбежно приводит к серьезным политическим, социально-экономическим издержкам, оказывает отрицательное влияние на общественный климат, на социальное самочувствие людей.
Цель данной работы – проанализировать особенности формирования и анализа общественного мнения на примере п. Нововолково (Московская обл. Рузский р-он).
Задачи работы:
1.Проанализировать теоретические особенности формирования и анализа общественного мнения.
2.Провести методов исследования общественного мнения в п. Нововолково (Московская обл. Рузский р-он).
3.Выявить приоритетные направления развития опыта формирования и анализа общественного мнения п. Нововолково (Московская обл. Рузский р-он).
Глава 2. Совершенствование системы формирования и изучения общественного мнения Сельсовета п. Нововолково (Московская обл. Рузский р-он)
2.1 Анализ методов изучения общественного мнения Сельсовета п. Нововолково (Московская обл. Рузский р-он)
Изучение общественного мнения жителей п. Нововолково проводится на основании:
1.Результатов опроса жителей поселка по вопросам сельского значения, требующим учета мнения населения, может проводиться письменный опрос граждан. Опрос осуществляется методом сбора подписей в подписных листах. В опросе должно принять участие более 25% жителей поселка, обладающих избирательным правом. Опрос может быть проведен по инициативе:
1. Не менее чем одного процента жителей поселка, обладающих избирательным правом. Инициатива оформляется заявлением произвольной формы и содержит однозначную формулировку вопроса, по которому предполагается провести опрос, фамилии, имена, отчества, домашние адреса инициаторов и их подписи;
2. Администрации сельсовета (инициатива оформляется решением администрации);
3. Главы Сельсовета (инициатива оформляется его постановлением).
Если более половины опрошенных высказались за или против решения вопроса, указанного в подписном листе, такое мнение подлежит обязательному учету при принятии постановлений и решений в сельсовете.
Однако к сожалению, за последние 2 года, социального опроса жителей не проводилось.