Введение:
Вероятность попыток проникновения на объекты системы Министерства внутренних дел Российской Федерации экстремистки настроенных элементов как с целью совершения террористических актов, получения доступа к секретной документации, так и для дискредитации правоохранительных органов и создания негативного общественного мнения, остается достаточно высокой.
В этой связи, проведение комплекса мер, направленных на повышение технической укрепленности зданий ОВД и безусловного соблюдения контрольно-пропускного режима является одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности, обеспечивающей нормальное функционирование подразделений системы МВД России.
До настоящего времени критерии надлежащей защищенности объектов от преступных посягательств не определены.
При оценке состояния технической укрепленности объектов начальники органов внутренних дел руководствовались результатами комиссионных обследований, которые зависели от степени подготовки и профессиональных навыков сотрудников, их проводивших. Финансирование мероприятий по устранению выявленных недостатков осуществлялось в пределах и за счет средств, выделенных на текущее содержание органов внутренних дел.
Требуется организация качественно новой работы на ведомственном уровне, которая предполагает разработку единого требования к технической укрепленности, позволит исключить необъективность при оснащении объектов необходимыми техническими средствами, оптимизировать и повысить эффективность проводимых мероприятий по усилению их антитеррористической защищенности.
Глава 3:
Досмотровые рентгеновские комплексы.
Мобильные досмотровые рентгеновские комплексы должны применяться для определения содержимого посылок, бандеролей, ручной клади, оставленных без присмотра вещей, оргтехники, средств связи, мебели, стен и обеспечивать:
просвечивание толщины стали не менее 10 мм при расстоянии до 0,5 м;
повышенное качество изображения и возможность регистрации информации об исследуемом предмете путем применения компьютерной обработки видеосигналов рентгеновского изображения;
эффективную биологическую защиту, допускающую нахождение оператора в непосредственной близости от рентгеновского аппарата;
специальное конструктивное решение, исключающее действие комплекса на компьютеры и средства связи;
простоту управления и небольшие габаритные размеры, позволяющие проводить контроль в труднодоступных местах.
Рентгенотелевизионные установки и комплексы должны применяться для проведения необходимой инспекционно-досмотровой деятельности: от проверки почтовой корреспонденции до инспекции крупногабаритных грузов. Досмотр грузового автотранспорта и контейнеров с помощью рентгенотелевизионного комплекса должен обеспечивать обнаружение и пресечение провоза:
запрещенных предметов и грузов (контрабанды);
оружия, взрывчатых и наркотических веществ;
предметов с повышенным радиационным фоном;
незаконных мигрантов;
похищенных автомобилей и прочих запрещенных предметов.
Мобильные рентгеновские системы для инспекции грузов должны обеспечивать:
обработку изображения в режиме реального времени;
безопасный для человека уровень излучения.
Стационарные рентгеновские цифровые сканирующие системы специального назначения (рентгенографические сканеры человека в полный рост) должны обеспечивать безопасное проведение бесконтактного визуального персонального досмотра человека с целью обнаружения следующих опасных и запрещенных предметов:
из неорганических материалов, спрятанных под одеждой – огнестрельного и холодного оружия, взрывателей, электронных устройств;
из не обнаруживаемых металлообнаружителями органических материалов, спрятанных под одеждой – пластиковой взрывчатки, наркотиков в контейнерах, огнестрельного и холодного оружия из керамики;
из материалов любых типов, проглоченных или спрятанных в естественных полостях человека – наркотиков, взрывчатых, химических и биологических веществ в контейнерах, драгоценных камней и металлов.
Досмотровые эндоскопы и зеркала должны применяться для облегчения визуального осмотра труднодоступных мест и выявления в них взрывных устройств, огнестрельного и холодного оружия, контрабанды, средств негласного съема информации и других объектов. Технические эндоскопы и видеоскопы должны применяться для визуального осмотра различных полостей, каналов и других мест, доступ к которым возможен лишь через сравнительно небольшие отверстия. Они должны обеспечивать:
доступ на расстояния не менее 1,5 м с углом зрения
не менее 40 градусов для гибких и полужестких конструкций
и 90 градусов – для жестких;
возможность подсветки места осмотра, регулировки условий освещения;
видеодокументирование результатов досмотра.
Аппаратура нелинейной радиолокации применяется для проверки помещений и крупногабаритных предметов с целью обнаружения устройств, которые содержат полупроводниковые элементы, в том числе взрывные устройства с радиовзрывателями и электронными таймерами, находящимися как во включенном, так и в выключенном состоянии.
Приборы нелинейной локации должны обеспечивать:
обнаружение технических средств, содержащих электронные компоненты, в полупроводящей среде (грунте, воде, растительности) либо внутри автомобилей, зданий;
экологическую безопасность и электромагнитную совместимость.
Аппаратура для обнаружения взрывчатых, наркотических и опасных химических веществ должна применяться для выявления наличия их или их следов путем проведения компонентного и структурного анализа подозрительных проб воздуха. Она должна обеспечивать:
идентификацию веществ, основанную на использовании современных физико-химических методов анализа;
чувствительность, позволяющую фиксировать наличие штатных взрывчатых веществ типа тротила, гексогена;
экспресс-выявление следов взрывчатых веществ на поверхности предметов (анализаторы следов взрывчатых веществ);
Стационарные и мобильные средства радиационного контроля должны обеспечивать выявление предметов и лиц с повышенным радиационным фоном.
Заключение:
Проблема защищенности объектов инфраструктуры органов внутренних дел Российской Федерации является ключевой. Следует отметить, что, несмотря на принимаемые руководством МВД России меры, преступники активно используют диверсионно-террористический характер преступных действий для устрашения сограждан.
Анализ показывает, что очагом противоправных посягательство остаются регионы, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа.
Преступники активно используют слабости в системе охраны зданий органов внутренних дел, которые были спроективрованы в начале 90-х годов и не отвечают минимальным требованиям безопасности на сегодняшний день. Кроме того, существующие алгоритмы зданий и сооружений органов внутренних дел носят типовой характер, не предусматривают особенности местности и анализ положений здания ОВД относительно объектов, служащих точками возможного нападения.
Второй проблемой на сегодняшний день остается человеческий фактор, сводящийся к проявлениям халатности среди личного состава органов внутренних дел, задействованных на охрану зданий и сооружений органов внутренних дел.
Информация о готовящихся диверсионных акциях поступает крайне поздно, что дает преступникам выиграть время для реализации преступных замыслов. Причина тому – неумение оперативного состава органов и подразделений внутренних дел организовать работу с источниками негласной информации о действиях лиц, вынашивающих террористические цели. Это обстоятельство приводит к тому, что существуют целое бандподполье в отдельных регионах Северного Кавказа: Игушетии, КБР, РСО-Алании.
Одновременно ситуацию усугубляет отсутствие реального источника финансирования работ по технической укрепленности объектов инфраструктуры органов внутренних дел. Выделяемые средства (по отсаточному принципу) расходуются в основном на приобретение технически недорогих средств защиты органов внутренних дел (установка «барьеров», «ежей», средств принудительной остановки транспорта). При этом современные технические системы видеоконтроля и наблюдения за периметром здания фактически не устанавливаются. Имеющиеся системы имеют «белые пятна» в контроле за объектами.
Большинство отмеченных проблем является следствием отсутствия современных руководящих документов на уровне МВД России. Соответствующая Инструкция о порядке организации антитеррористической защищенности органов внутренних дел, до настоящего времени не принята.
В этой связи, единственным выходом из сложившейся ситуации является доработка и скорейшее принятие нормативного акта МВД России, а также внедрение современных технологий в организацию охраны объектов инфраструктуры органов внутренних дел, в том числе уменьшающую влияние «человеческого фактора».