Введение
Актуальность выбранной темы работы заключается в том, что переход России к рыночной системе отношений ознаменовал собой новый этап в формировании системы социальной защиты граждан. Достижение поставленной цели социальной реформы, проводимой в Российской Федерации, возможно только в условиях эффективного механизма ее финансового обеспечения.
Важная роль в аккумулировании финансовых ресурсов, предназначенных для финансирования мероприятий по социальной защите населения в России, принадлежит единому социальному налогу (ЕСН). Доля ЕСН в совокупном объеме финансовых ресурсов, направляемых на социальные цели, составляет около 93% по данным за 2008 год . Поступления единого социального налога направляются на решение первоочередных социальных задач: пенсионное и социальное обеспечение населения, оказание медицинских услуг. Однако данному налогу присущи определенные недостатки, отрицательно сказывающиеся на социальной сфере российской экономики. Поэтому 24 июля 2009 г. Президент подписал Федеральные законы № 212-ФЗ и № 213-ФЗ, отменяющие единый социальный налог и заменяющие его с 1 января 2010 г. на страховые взносы.
2.Экономическое и социальное значение ЕСН.
2.1.Порядок исчисления и уплаты ЕСН в России
Сумма ЕСН определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Налог исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и в каждый внебюджетный фонд.
В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
Расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода индивидуальными предпринимателями, производится налоговым органом исходя из налоговой базы за предыдущий налоговый период и налоговых ставок.
О роли налога в структуре доходов бюджета говорят следующие цифры: всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году. Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2008 году составили 506,8 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2007 годом на 25,1%. В 2006 году поступления ЕСН составили 315,8 млрд. руб., таким образом, в 2007 году отмечен прирост в 28,2 % .
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. // СЗ РФ. 2000. №32. СТ. 3340.
3. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
4. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. №166 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.№51. Ст.4831
5. Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов».
6. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.06.1998г. № 125-ФЗ.
7. Бабич А.М., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования: Курс лекций / А. М. Бабич, Е.Н. Егоров, Е.Н. Жильцов. – М.: ТЕИС.
8. Бурдыгина Е.А. Развитие социального страхования в России [Текст] / Е.А. Бурдыгина, М.Г. Лапаева Монография//Оренбург, ОГУ, 2007.
9. Грицук М.А. Пособие налево не уйдет. «Российская газета» 27.04.2009
10. Гусельщикова, Н.Б. Социальные налоги в зарубежных странах / Н.Б. Гусельщикова // Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование рыночной экономики: проблемы структурной перестройки в экономической и финансовой сферах». – Пятигорск: ИнЭУ, 2007.
11. Кричевский Н.А., Соловьев А.К., Маркушина И.Ю., Гудков А.А. «Социальное страхование. Учебник». М.: Дашков и К., 2009.
12. Голубева С.В. Старение населения в экономически развитых странах и его социально-экономические последствия// Сегодня и завтра российской эконо-мики: Научно-аналитический сборник. - № 19, 2008.
13. Никишина О.В. Социальное страхование: сущность, базовые признаки, институциональный характер/ О.В. Никишина // Гуманитарные и социально-экономические науки.-2008.-№3.
14. Парамонова О.Ю. Формирование и использование средств Фонда социального страхования РФ: проблемы и пути решения /О.Ю. Парамонова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. – 2006. - №6.
15. Перцева С.Ю. Ключевые проблемы пенсионной системы России // Труд и социальные отношения. – М.: Издательский дом «АТиСО», 2008. №3.
16. http://www.ffms.ru/catalog.asp?ob_no=137234
17. http://fundshub.ru/?ID=22213
18. http://www.pfrf.ru/component/option,com_frontpage/Itemid,120/
19. http://www.government.ru/content/governmentactivity/mainnews/archive/2008/10/01/1254237.htm