Введение
Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Эти сложности обусловлены прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.
Сложность анализа культуры России в новейшее время состоит еще и в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше - веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.
Историю и культуру советской эпохи необходимо рассмотреть в реальных противоречиях общественной жизни, социальной психологии масс, в сопоставлении со всей русской культурой "серебряного века" и Русского зарубежья - составной частью всей отечественной культуры текущего столетия.
2. Отечественная культура и "перестройка"
Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С. Горбачевым в 1985 году имело большие последствия для всех отраслей культуры. В ходе "перестройки" (1985 - 1991 годы) развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом. Исчез монолит "советской культуры", искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь стала несравненно сложнее, разнообразнее, многовариантнее.
Перестройка как процесс трансформации советского общества теснейшим образом связана с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнем идеологической перенастройки общества.
Решающее значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития. Были смягчены или частично пересмотрены постулаты официальной идеологии. Классовый подход с его идейной непримиримостью постепенно вытеснялся идеей приоритета общечеловеческих ценностей и "социалистического плюрализма" мнений. Однако разрешенный сверху плюрализм мнений очень быстро вышел за рамки социалистического.
Список использованной литературы
1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 2007
2. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. - М.: Гардарики, 2006.
3. История русской культуры: Программа спецкурса по истории России /Урал. гос. техн. ун-т; [Сост. И.В. Петухова; Науч. ред. Б.В. Личман]. - Екатеринбург: УГТУ, 2006. - 21с.
4. Кравченко А.И. Культурология: Учебник.- М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2006.
5. Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Драча.- М.: Альфа-М,2007.
6. Культурология: Учебное пособие/ Сост. А.А. Радугин.- М.: Центр, 2007.
7. Силичев К.Л. Культурология: Учебное пособие. - М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2006.
8. Солонин В.И. Культурология: Учебное пособие. - М.: Центр, 2008.
9. Халипов В.Ф. Энциклопедия власти - М.: Академический проект: Культура, 2008.
10. Швейцер А. Культура и этика. / Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. - М., 2006