ВВЕДЕНИЕ
Проблема имиджа государственной службы – это проблема восприятия государственного служащего, как со стороны общества, так и со стороны его коллег и вышестоящих лиц. Кроме того, это проблема ассоциативных связей, которые вызывает образ госслужащего в целом у подавляющей части населения страны. Именно имидж еще на бессознательном уровне либо пробуждает желание сотрудничать, либо приводит к отторжению самой мысли о сотрудничестве.
Актуальность темы данного исследования объясняется тем, что она не является в достаточной мере научно разработанной отечественными авторами. В основном статьи по имиджевой тематике посвящены проблемам бизнесменов, да и размещение в периодических изданиях отнюдь не способствует их долговечности, скорее они ставят проблемы, нежели решают их. Об учебных пособиях в этой сфере можно сказать то же самое. В них редко выделяются проблемы имиджа именно государственного служащего, хотя нередко анализируются проблемы имиджа политиков прошлого и современности. Возможность и необходимость проекции этого анализа на проблемы данного исследования тоже говорит в пользу актуальности темы. Укрепление государственности в России и становление гражданского общества предъявили принципиально новые требования к системе государственного управления и ее функциональному ядру – государственной службе. Вопрос о государственной службе как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов приобрел особую актуальность в связи с решением задач по формированию правового, социально ориентированного демократического государства. От государственных служащих во многом зависит судьба реформ в России, формирование гражданского общества и его взаимоотношений с государством.
В массовом сознании россиян сложилось традиционно негативное восприятие государственного служащего и слово «бюрократ» всегда несло в себе отрицательный имидж. Распространено мнение, что государственные служащие некомпетентны, коррумпированы, оторваны от народа. В этих условиях особое значение приобретает завоевание доверия, авторитета, формирование в глазах народа положительного имиджа государственной службы. В данной выпускной квалификационной работе автором сделан вывод, что формирование социально-конструктивного имиджа государственной службы и государственного служащего является фактором изменения отрицательной установки на них. В России необходимо кардинально поменять имидж государственной службы, его восприятия массовым сознанием.
Государственной службе необходимо стать эффективно действующим механизмом власти, изменить её нынешний имидж в сторону социально-желательного образа, стать социально-ориентированной не декларированно, а фактически. Защищая интересы правового, социального государства, государственная служба вынуждена повернуться лицом к решению социальных проблем гражданского общества, увидеть конкретного человека с его потребностями и интересами. Только установив реальную связь государственной службы с жизнью народа, можно завоевать ее уважение, авторитет, понимание и поддержку в общественном мнении. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо не только совершенствовать профессионализм и компетентность, познать себя, но и «сделать» самого себя, создать позитивный, социально-ориентированный имидж в общественном мнении.
В этом аспекте все большее внимание исследователей и практиков управления привлекает социологический, управленческий и социально-психологический феномен, именуемый имиджем. Особое значение имеет социологический аспект, позволяющий рассматривать соотношение взглядов на государственную службу и государственных служащих - населения и самих работников органов государственной власти.
Первоначально понятие «имидж» возникло в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя. Позже имидж стал основным элементом теории и практики «Паблик рилейшнз», прочно вошел в политическую и общественную жизнь. Известный американский экономист К.Болдинг предлагал учредить новое направление, исследующее имидж - имиджеведение. В отечественной науке такое направление формируется как новая ее отрасль - имиджелогия (В.М. Шепель).
В качестве теоретических источников нами использовались следующие работы. В книге Г.Г. Почепцова «Имиджелогия» рассматриваются проблемы создания и смены имиджа, его роли в общественной и политической жизни. В работе В.К. Тарасова «Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров» исследуются пути формирования имиджа и стиля действий руководителя. В учебном пособии по менеджменту Л.Е. Басовского и В.В. Глухова, а также работе «Введение в политологию» В.П. Пугачева и А.И. Соловьева раскрыты формы и методы создания имиджа руководителя. При исследовании темы были использованы статьи в периодических изданиях «Закон и право», «Диалог», «Проблемы теории и практики управления».
Первые работы в нашей стране (70 -е годы) рассматривали имидж, на примере США, как средство манипулирования массовым сознанием.
В 90-годы появились работы, которые с позиций российской действительности внесли значительный вклад в имиджелогию, положили начало преодолению стереотипных представлений об имидже в социальном знании, обратили внимание теоретиков и практиков управления на эту проблему.
Определенным шагом в осмыслении имиджа стал сборник научных трудов кафедры социальной психологии Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, где впервые рассмотрен имидж государственной службы, однако лишь как социально-психологический феномен.
В целом необходимо отметить практически полное отсутствие специальных работ по имиджу государственной службы и государственных служащих. Это заставило слушателя обратиться к работам, в которых данная проблема затрагивается косвенно, в отдельных ее аспектах. Эти работы мы объединил в несколько групп.
Прежде всего выделим работы, посвященные проблеме бюрократии и роли руководителя в управлении. Характеризуя эти работы отметим, что на стыке 18-19 веков господствующей тенденцией в философской мысли этого периода становится позитивная оценка бюрократии, связанная с именем Гегеля.
Однако проблемы эффективного взаимодействия служащих получили освещение лишь при разработке М.Вебером концепции «идеального типа бюрократии» как рационального институализированного устройства при определении основных социально-профессиональных характеристик «идеального чиновника». В современных работах определяются требования, которыми должен обладать современный государственный служащий, критерии оценки деятельности, компетентности, моральные принципы, лежащие в основе этики государственного служащего.
Вторую группу составляют работы, анализирующие состояние государственной службы, проблемы ее гуманизации, развития творческого потенциала государственных служащих. Принципиально важными для нашего исследования стали в частности идеи и выводы Г.В. Атаманчука о кризисном состоянии государственной службы, путях повышения ее эффективности, преодоления иллюзорных стереотипов, роли чиновника в решении государственных задач; А.В. Оболонского об общественном мнении и общественном настроении во взглядах на государственное управление, аппарате как системе формальных и неформальных групп, о ценностных ориентациях государственного служащего.
Третью группу составляют работы, раскрывающие проблемы духовного мира, особенности русского характера, гетерогенность русской культуры. Достоинство этих работ с точки зрения нашего исследования заключается в выяснении влияния на государственное управление в России объективных (социально-институциональных) факторов, формирование менталитета государственного служащего, восприятие образа государственного чиновника массовым сознанием.
Наиболее значительную пятую группу работ, использованных в выпускной квалификационной работе, представляют труды, раскрывающие глубинные причины поведения человека в обществе, дающие возможность выдвижения основных подходов к рассмотрению имиджа как образа личности в массовом сознании.
Особо выделим труды, анализирующие процессы восприятия и установки, позволяющие рассматривать имидж государственного служащего как один из методов разрушения отрицательного стереотипа во взглядах на государственную службу.
Таким образом, сделаем обобщающий вывод, что при кажущемся обилии литературы, затрагивающей с тех или иных позиций проблему имиджа, явно недостаточно фундаментальных исследований. В отечественных литературных источниках по сути нет работ, специально посвященных формированию и восприятию имиджа государственного служащего. Рассмотрение этой проблемы с социологических, социально-управленческих позиций обусловило выбор темы, объекта и предмета исследования, определило его цели и задачи.
Престиж современной российской государственной службы невысок. Для того чтобы поднять престиж профессии государственного служащего в общественном сознании, необходимо его поднять и в сознании самих государственных служащих.
Имидж государственного служащего складывается под влиянием ряда объективных факторов, связанных с его жизненной средой и сферой служебной деятельности. К ним мы относим, прежде всего, состояние общества, государства и его функциональной основы – государственной службы. Указанные социальные институты в свою очередь находятся под воздействием специфических для современного общества факторов, таких как идеология, господство инверсионной логики, противоречивость русского характера, гетерогенность русской культуры.
В условиях реформирования российского общества и государства важное значение в формировании имиджа государственного служащего оказывает фактор профессиональной востребованности.
Изученные материалы показывают, что профессионализм государственных служащих является одним из ведущих факторов, участвующих в формировании имиджа государственной службы и ее руководителя. Практически все составляющие этого фактора относятся к категории субъективных и, следовательно, являются поддающимися сознательному развитию.
Объект исследования – государственные гражданские служащие.
Предмет исследования – формирование имиджа государственного служащего в современных условиях.
Цель – обобщить практику обеспечения положительного имиджа госслужащего в общественном мнении.
Задача исследования:
- изучить социально-психологические основы имиджа государственного служащего;
- выявить место имиджа государственного служащего в государственной кадровой политике;
- раскрыть существующие тенденции в формировании имиджа государственного служащего.
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
3.2. Имидж госслужащего-исполнителя и его значение для реализации функций государственного управления.
На наш взгляд, тема, рассматриваемая в данной части работы может считаться наиважнейшей, поскольку ее разработанность в настоящее время в отечественной практике, если не стремится к нулю, то близка к этому показателю. Когда речь заходит об имидже государственной власти, это понятие ассоциируется с ее высшими эшелонами, начиная, как минимум, с губернатора.
Но имидж власти формируется в глазах рядового человека и для этого человека (избирателя, налогоплательщика, носителя верховной власти, согласно Конституции). А этот человек в своей повседневной жизни гораздо чаще сталкивается с сотрудниками милиции или рядовыми чиновниками налоговой инспекции, нежели с губернатором или Президентом.
Об имидже губернатора или Президента задумываются в основном перед очередными выборами, а мнение о работе низших чиновников складывается постоянно, в ходе повседневной жизни. И это мнение оказывает, пусть опосредованное, но заметное влияние, на мнение обо всей администрации в целом, и на выборах, так или иначе, скажется в пользу того или иного кандидата.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».-М.:Ось-89,2005.-64с. (Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).
2. Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2002 г. №1336 «О введении федеральной программы «Реформа государственной службы РФ (2003 –2005 гг.)» // СПС «Гарант».
3. Абашкина Е.Б. Психологические механизмы восприятия политического лидера: Автореф. дис. канд. полит, наук/ Институт США и Канады РАН.- М.,1993.-33с.
4. Абульханова-Славская К.А. О субъекте политической деятельности. -М: Наука, 1973.-288с.
5. Агеев B.C. Влияние факторов культуры на восприятие человека человеком.// Вопросы психологии .-1985.-№3. -С. 132-148.
6. Амелин В.Н. Многомерная модель политической власти.// Общественные науки и современность.- 1991. - №2. - С.48-58.
7. Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы - М.: Аспект Пресс, 2002. - 228 с.
8. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов.-М.: Изд-во МГУ, 1988.-416с.
9. Аристотель. Политика.//Аристотель.-Соч. в 4хт.-М.: Мысль, 1983.-Т4.-830с.
10. Артемов Г.П. Методология социологического исследования политической жизни советского общества.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. -125с.
11. Атаманчук Г.В. Управление - социальная ценность и эффективность. - М.: 1995. ИНФРА-М. - 233 с.
12. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. - 382 с.
13. Ашин Г.К. Правящая элита и общество.// Свободная мысль. - 1993 -№7 - С. 58-69.
14. Басовский Л.Е. Менеджмент - М.: ИНФРА-М, 2004. - 216 с.
15. Батурин Н.А. Проблема оценивания и оценки в общественной психологии.// Вопросы психологии. -1989.- №2. -С. 81-89.
16. Бахрах Д.Н. Административное право - М.: НОРМА, 2002. - 800 с.
17. Богардус Э. Лидеры и лидерство - М.: 2004. НОРМА - 365 с.
18. Брунер Дж. Психология познания.- М.: Прогресс, 1977.- 412с.
19. Василенко Л.В. Частная жизнь К. Маркса - Волгоград: 1994. - 387с.
20. Вендров Е.Е. Психологические проблемы управления.- М.: Экономика, 1969.-160с.
21. Верт Н. История Советского государства (1900-1991 гг.) - М.: Прогресс-Академия, 1997. – 547 с.
22. Гаврилова М. Инаугурационная речь как государственная идеология // Диалог, 2004, №5-6. С.34-35.
23. Гаиденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М.Вебера и веберовский ренессанс. - М.: Политиздат, 1991.-367с.
24. Герчикова И.Н. Менеджмент - М.: ЮНИТИ-ДАНА 1997. – 501 с.
25. Глухов В.В. Менеджмент – СПб: Лань, 2002. – 600 с.
26. Головачев Б.В., Косова Л.Б., Хахулина Л.А. Формирование правящей элиты в России. - // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. -1996. - № 1 (21) - С.32-38; 1995 - 6 (20) - С. 18 - 24.
27. Делягин М. Власть, бизнес, население – три составляющих современного общества // Проблемы теории и практики управления, 2005, №3.
28. Дербичева С.А., Астапенко П.Н. Проблемы позиционирования восприятия полиции (милиции) в современном обществе // Закон и право, 2005, № 2, №3.
29. Егорова-Гантман Е.В. Имидж лидера, психологическое пособие для
политиков. Общество «Знание». Центр политического консультирования
«Никколо М». М., 1994 г.
30. Ельцин Б.Н., Исповедь на заданную тему – Рига: 1990. – 190 с.
31. Ефимов В.И. Власть в России. - М.:РАГС, 1996 - 273с.
32. Жамсрандоржийн Д.Э. Подготовка государственных служащих // Закон и право, 2005, № 2.
33. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире - М.: Славянский диалог, 1996. – 335 с.
34. Исполнительная власть в РФ. Проблемы развития - М.: НОРМА, 1998. – 241 с.
35. История менеджмента / Под ред.. Валового Д.В. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.
36. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель - М.: Дело, 1994. – 249 с.
37. Кутырев Н.П. Технологии победы на выборах - М.: Приор, 1999. – 96 с.
38. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М.: Политиздат, 1990. - 397с.
39. Леонтьев А.А. Психология общения - М.: Смысл, 1997. – 368 с.
40. Лукьяненко В.И. Принципы государственной кадровой политики, механизмы и технологии ее реализации. - М.: Луч, 1995. - 31с.
41. Маккиавелли. Государь. - М.: Планета, 1990.-80с.
42. Марочная стратегия деятельности полиции в системе полицейского позиционирования, 2005, № 6.
43. Маршев В. Размышления об управлении Россией: прошлое, настоящее, будущее // Проблемы теории и практики управления, 2005, № 3.
44. Мирошин В. Менты как менты // Комсомольская правда, 7-14 июля, 2003.
45. Новиков В.В. Социальная психология - М.: Изд-во института психотерапии, 2003. – 344 с.
46. Подготовка кадров государственной службы: методы и дидактически основы повышения эффективности / Под ред. Яблоковой Е.А. - М.: 2004. – 358 с.
47. Одайник В.В. Психология политики - СПб.: Питер, 1996. – 298 с.
48. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? - М.: Дело, 1998. – 150 с.
49. Попов В.Д. Социально-психологические законы и формирование имиджа госслужбы. – М. РАГС, 1996.
50. Почепцов Г.Г. Имиджелогия - М.: Рефл-Бук, 2002. – 698 с.
51. Почепцов Г.Г. Психологические войны - М.: Рефл-Бук, 2000. – 528с.
52. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Политология - М.: Аспект-Пресс, 2002. – 477 с.
53. Роббинс Э. Могущество без пределов. Пер. с анг. Михайлова Н.Н. –М.:Культура и спорт. ЮНИТИ, 1996.
54. Соколов В.В. Модельный этический кодекс государственного служащего // Государственная служба, 2004, № 2.
55. Степнова Л.А. Профессионально важные качества госслужащего как
условие формирования положительного имиджа. - М. РАГС, 1996.
56. Тарасов В.К. Персонал-технологии: отбор и подготовка менеджеров - Л.: Машиностроение, 1989 г. – 368 с.
57. Торвальд Ю. Век криминалистики - М.: Прогресс, 1991. – 328 с.
58. Турчинов А.И. Государственная служба и кадровый потенциал // Государственная служба, 2004, № 4.
59. Хиллман Дж. Архетипическая психология – СПб.: Б.С.К. 1996. – 158 с.
60. Цуладзе А. Формирование имиджа политика в России - М.: НОРМА, 1999. 143 с.
61. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния - М.: Культура и спорт, 1997. 472 с.
62. Шкуратов В.А. Историческая психология - М.:НОРМА, 1997.– 287с.