Введение:
Актуальность проблемы исследования.
Необходимость социально-психологических исследований имиджа на современном этапе развития социально-психологической науки обусловлена сущностными противоречиями между бурно развивающейся социальной практикой создания и использования имиджей в различных сферах социальной жизни и необходимостью ее теоретического осмысления, а также между развитием имиджеобразующей деятельности и необходимостью уточнения теоретико-практической связи этого процесса с развитием личностных структур, коммуникативных и перцептивных способностей, компетентности и профессионализма.
За последние годы понятие имиджа прочно вошло в оборот в периодической печати, телевидении, рекламе, проникло в бытовую речь. Как правило, имидж воспринимается людьми как некоторая ценность, ассоциируясь с успешностью той или иной деятельности, индивидуальной или коллективной. Осознание ценности хорошего имиджа оформляется в социальный заказ, ответом на него становится стремительное развитие имиджмейкинга - профессиональной деятельности по созданию и преобразованию имиджа. Не будет ошибкой сказать, что производство имиджей является, по крайней мере, в современную эпоху, особой социальной практикой, которая, с одной стороны, представляет интересный и многогранный объект исследования для социальной психологии, с другой стороны, сама нуждается в теоретической поддержке в форме соответствующих научных решений и достижений.
Со стороны представителей социально-психологической науки усиливается интерес к такому явлению, как имидж, о чем свидетельствует резкое увеличение в последние годы числа научных публикаций на темы, связанные с имиджем, либо затрагивающих те или иные его стороны и аспекты. Эти работы содержат целый ряд ценных научно-практических идей, связанных с конкретными аспектами формирования и функционирования имиджа. Между тем, целостная социально-психологическая концепция имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия в настоящее
время пока не создана. В связи с этим весьма актуальной и своевременной представляется разработка комплексного, научно обоснованного подхода к исследованию имиджа с учетом достижений современной социальной психологии и смежных с ней наук.
Глава 2:
Результаты диагностики самоотношения по методике Столина-Пантелеева выявили, что у группы руководителей самоотношение в целом более положительно, чем у группы рядовых сотрудников, для которых характерно более критическое отношение к себе и представления о себе носят более рефлексивный характер. Также обнаружено, что уровень общего самоуважения выше у мужчин, чем у женщин.
У группы руководителей также более высокие показатели внутренней конфликтности, чем у группы рядовых сотрудников. У группы руководителей выше регуляторный компонент самосознания, чем у остальных испытуемых. Среди руководителей более низкие показатели «зеркального Я», что свидетельствует о наличии у части их представления о том, что окружающие люди думают о них отрицательно.
Нами были проанализированы особенности самоотношения у группы руководителей и рядовых сотрудников в сравнении. Выявлены значимые различия по фактору «самоуверенность» (t-критерий Стьюдента равен 3,042 при р=0,05), таким образом у рядовых сотрудников ниже уровень уверенности в себе. Также наблюдаются следующие различия: у руководителей выше уровень саморуководства и более низкий уровень самоконфликтности, выше уровень самоценности. Таким образом, можно предположить, что у руководителей в целом самоотношение более положительно, чем у рядовых сотрудников.
Проанализируем шкалы, направленные на измерение выраженности установки на внутренние действия относительно своего «Я» (см. табл. 1).
Заключение:
Демократические преобразования, осуществляемые в нашей стране, привели к отказу от командно-административных методов управления. На смену им пришли методы, основанные на убеждении и иных средствах социально-психологического воздействия. Среди этих средств важное место занимает имидж руководителя, специалиста, государственного служащего. В связи с повышением роли хозяйствующих субъектов, масштаба принимаемых решений субъектами управления, расширения пространства межкультурных коммуникаций происходит увеличение значимости интерсубъектного взаимодействия, его роли и социальной ценности в различных сферах социальной действительности: управлении, педагогике, рекламе, маркетинге, психологии.
Являясь одним из мощных средств социального влияния, имидж одновременно с этим выполняет и функцию самовыражения, самопроявления отображаемого в нем субъекта, а также тесно связанные с ней функции самопознания, саморазвития, самосовершенствования. Осуществляя продуктивную деятельность по созданию своего имиджа, человек не только демонстрирует своему социальному окружению свои наиболее привлекательные индивидные, личностные и профессионально-деятельностные качества, но и учится видеть себя «со стороны», осознавать свои слабости и недостатки, соотносить свои объективные характеристики с эталонным образом индивида, личности, профессионала.
Данное исследование является пилотажным, и его результаты не могут окончательно ответить на поставленный вопрос о факторах, определяющих степень разнообразия стратегий самопрезентаций и имиджа. Но эти данные позволяют нам определить некие тенденции, попытаться рассмотреть проблему не только с внешне-ситуативных позиций, но и с точки зрения индивидуальных различий.