периодической печати, телевидении, рекламе, проникло в бытовую речь. Как правило, имидж воспринимается людьми как некоторая ценность, ассоциируясь с успешностью той или иной деятельности, индивидуальной или коллективной. Осознание ценности хорошего имиджа оформляется в социальный заказ, ответом на него становится стремительное развитие имиджмейкинга - профессиональной деятельности по созданию и преобразованию имиджа. Не будет ошибкой сказать, что производство имиджей является, по крайней мере, в современную эпоху, особой социальной практикой, которая, с одной стороны, представляет интересный и многогранный объект исследования для социальной психологии, с другой стороны, сама нуждается в теоретической поддержке в форме соответствующих научных решений и достижений.
Со стороны представителей социально-психологической науки усиливается интерес к такому явлению, как имидж, о чем свидетельствует резкое увеличение в последние годы числа научных публикаций на темы, связанные с имиджем, либо затрагивающих те или иные его стороны и аспекты. Эти работы содержат целый ряд ценных научно-практических идей, связанных с конкретными аспектами формирования и функционирования имиджа. Между тем, целостная социально-психологическая концепция имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия в настоящее
время пока не создана. В связи с этим весьма актуальной и своевременной представляется разработка комплексного, научно обоснованного подхода к исследованию имиджа с учетом достижений современной социальной психологии и смежных с ней наук.
Итак, актуальность темы настоящего исследования «Как создать себе имидж и оказывать влияние на окружающих» обусловлена следующими причинами:
1) повышением роли и значимости интерсубъектных взаимодействий в общественной жизни;
2) широкой распространенностью явлений имиджа в современной отечественной социальной практике;
3) многообразием проявлений деятельности по созданию имиджа и ее результатов;
4) необходимостью повышения продуктивности этой деятельности и оптимизации имиджа как средства самовыражения, самопознания и самосовершенствования личности, достижения ею всестороннего развития и установления гармоничных отношений со своим социальным окружением;
5) отсутствием в настоящее время фундаментальной обобщающей комплексной концепции имиджа как феномена межличностного взаимодействия, объясняющей все его социальные проявления и служащей теоретико-методологической базой для разработки гуманитарных технологий, направленных на повышение продуктивности деятельности субъектов по созданию имиджа и оптимизации имиджа;
1. В основе имиджа лежит активная и целенаправленная деятельность субъекта имиджа, ориентированная на его самопознание, самовыражение и самосовершенствование в индивидном, личностном и профессионально-деятельностном аспектах.
2. Формирование имиджа включает в себя два основных аспекта: во-первых, создание субъектом идеального образа себя, возникающего как результат деятельности, направленной на преодоление противоречий как между Я-концепцией субъекта и его образом у других, так и внутри самой Я-концепции; во-вторых, процесс имиджевого взаимодействия, в результате которого происходит коррекция имиджа в направлении реализации Я-концепции субъекта имиджа в его корреляционных взаимосвязях с Я-концепциями других субъектов системы имиджевого взаимодействия.
3. Процесс формирования имиджа при наличии определенных условий и факторов, подчиняясь социально-психологическим, социально-перцептивным, коммуникативным, познавательным, организационно-управленческим и акмеологическим закономерностям, реализуется посредством соответствующих механизмов.
4. Деятельность субъекта по формированию имиджа может характеризоваться различными уровнями профессионализма и продуктивности, что предполагает возможность целенаправленного и технологически оснащенного повышения ее профессионального уровня и продуктивности.
Проверка выдвинутых гипотез позволит показать, каким образом с помощью психодиагностических методик можно выявить связь имиджем человека и процессом его восприятия.
Методики исследования:
1. Тест-опросник самоотношения В.В.Столина – С.Р.Пантелеева
Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
1) глобальное самоотношение;
2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;
3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».
В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.
Опросник включает следующее шкалы:
53. Как построить свое «Я». М., 1991.
54. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982
55. Козлова Т.З. Особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла личности.// Социальная идентификация личности. М., 1993, с. 107-124.
56. Кон И.С. В поисках себя. М. Изд. Политическая литература.1984.
57. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности.// Психологический журнал, т.8, № 4, 1987, с. 126-137.
58. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж,1999
59. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Паблик рилейшнз: имидж фирмы. – СПб.: Питер, 2002. – 320с.
60. Кунц Г., О Доннел С., Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.2. - М.,1982.
61. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность – М., Политиздат, 1975.
62. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения т.1 /под ред. В.В. Давыдова и др., М., 1983
63. Леонтьев А.Н. Об историческом подходе в изучении психики человека. Т.1. – М., 1959
64. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. – Издательство МГУ, 1971
65. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1972.
66. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983.
67. Личность, общение, групповые процессы: современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии. М., 1991.
68. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва, 1984.
69. Магомед-Эминов М.Ш. «Мотивация достижения: структура и механизмы» автореф. дис., М., 1987
70. Майерс Д. «Социальная психология», СПб,2000.
71. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М: Просвещение, 1990.
72. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 312 с.
73. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб, 1999.
74. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988
75. Миллер Д., Галавитер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения – М., 1964