Введение
Актуальность рассматриваемой нами темы состоит в следующем. Дошкольный период – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Завершением рассматриваемого периода является переход ребёнка в другую возрастную стадию – младший школьный возраст. Данный переход сопряжён со сменой ведущего вида деятельности. Вместе с тем, готовность ребёнка к школьному обучению является основной задачей педагога-дошкольника, вне зависимости от того, с какой категорией детей он работает.
Проблемам готовности дошкольника к школе уделяли свое внимание многие авторы. Достаточно вспомнить таких классиков отечественной детской психологии, как Д.Б.Эльконина. А.В.Венгер, Л.И.Божович и многих других. В то же время актуальная проблема достижения школьной готовности у детей с ограниченными возможностями, в частности, с задержкой психического развития.
Глава II. Экспериментальное изучение мотивационной готовности детей с задержкой психического развития к школе
2.1. Методологический аппарат исследования
Для исследования мотивационной готовности детей с задержкой психического развития к обучению в школе мы приняли решение обследовать пятерых детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза седьмого года жизни и сравнить их мотивационную готовность к школе к контрольной группой, в которую вошли 5 детей седьмого года жизни с развитием в норме.
В нашем исследовании мы исходили из того, что для шестилетних детей наиболее характерными являются мотивы: собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный); широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный); «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный); игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу (игровой); мотив получения высокой отметки (отметка). Следовательно, выраженность данных мотивов во внутренней позиции дошкольника и будет в том числе определять его мотивационную готовность к школьному обучению.
Для нашего исследования мы отобрали следующие исследовательские методики:
- «Определение мотивов учения» М Гинзбург
- Оценка направленности ребенка на процесс обучения в школе;
- Определение сформированности «внутренней позиции школьника».
Рассмотрим отобранные нами методики.
Литература
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М.:Педагогика, 1968
3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе – СПб.: Питер, 200
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Питер, 2000
5. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя.—М.: Просвещение, 1988
6. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.
7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — 3-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.
8. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996
9. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера – М.: Педагогика, 1988
10. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко – СПб.: Речь, 2002
11. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — М.:Издательский центр «Академия», 2005.
12. Эльконин Д.Б. Детская психология – М.: Академия, 2005