Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы вопрос о природе и перспективах российского федерализма, а равно и о путях его дальнейшего реформирования, находится в стадии критического переосмысления.
Это во многом обусловлено характером эволюции общей идеологии российских реформ, которая все больше отторгает идеи рыночного либерализма и поднимает на щит принципы государственности, управляемой демократии как экономического, так и политического свойства. Безусловно, здесь заметно стремление преодолеть издержки начального этапа реформ, закрепить наметившиеся позитивные тенденции в экономическом и социально-политическом развитии страны.
Важнейшим инструментом административ¬ного управления социально-экономическими про¬цессами в государстве являются его админис¬тративно-территориальное устройство (АТУ) и деление (АТД). Некоторые географы, полито¬логи, социологи, экономисты считают необходи¬мым разграничивать эти два понятия, так как первое отражает механизм государственного уп¬равления национальной территорией, а второе – иерархию административно-территориальных единиц на политической карте. Таким образом, АТУ - это более широкое понятие, со¬ставной частью которого является АТД страны.
Глава 2. Экономико-географические особенности административно-территориальных образований в Российской Федерации
2.1. Изменение административно-территориальных образований в Российской Федерации на конец 2008 года
Федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.
В настоящее время (на 2009 год), согласно статье 5 Конституции 1993 года, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Российская Федерация состоит из 83 субъектов, 46 из которых называются областями: 21 республика, 46 областей, 9 краёв, 1 автономная область, 4 автономных округа, 2 города федерального значения (приложение 1,2).
В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;
Литературные источники
1. Конституция Российской Федерации – М: Юристъ, 2008
2. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 20. – Ст. 2112.
3. Автономов А,С. Федеральные округа и полномочные представители президента РФ// НИС, Научные доклады. № 3. 2001
4. Александров, В. М., Семенов, А. В. Состояние и перспективы развития федеральных округов Российской Федерации //Правоведение. -2007. - № 3 (242). - С. 85 – 95
5. Бухвалъд Е. М., Игудин А. Г. Новые подходы к регулированию межбюджетных отношений в России // Федерализм. 2008. N 2. С. 109.
6. Бадовский Д.В. Система федеральных округов и институт полномочных представителей президента РФ: современное состояние и проблемы развития// http://www.niiss.ru/index.html
7. Беленко Н.М. Развитие федеративных отношений как фактор государственного строительства в России // Государственная служба. 2006.
8. Бугаев В.К. Проблемы районирования для целей совершенствования территориального устройства Российской Федерации // Региональные проблемы России: Доклады XII съезда РГО. — СПб., 2005.
9. Болтенкова Л.Ф. Суверенитет в истории российской государственности. Лекция. - М.: РАГС , 2007.
10. Болтенкова Л.Ф. Развитие федерализма в России: вопросы теории, истории и социально-политической практики. - М.: РАГС, 2004.
11. Болтенкова Л.Ф. Учение о федерализме и его реализации в развитии государств. В 2-х томах. - М.: РАГС, 2006.
12. Власов В.И. Экстремизм во времени и пространстве. Учебно-методическое пособие. - М.: РАГС, 2006.
13. Ишмуратов Б.М. Сибирь в российской и мировой перспективе (очерки социально-экономической и политической географии). — Иркутск, 2003
14. Игудин А. Г., Зарубин А. В. Об основах разграничения расходных полномочий и доходных источников // Финансы. 2008. N 2. С. 10.
15. Государственно-территориальное устройство России: экономические и правовые основы / Гранберг А.Г., Кистанов В.В., Адамеску А.А. и др. — М.: Дека, 2007.
16. Каграманян Н. Федеральные округа Российской Федерации: исторический и политический анализ // Право и безопастность, №1-2 , 2007. – с.22,23
17. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. — М.: Аспект Пресс, 2007.
18. Корытный Л.М. Административно-территориальное деление России: бассейновый вариант // География и природные ресурсы. — 2006. — № 4.
19. Кистанов В.В. Федеральные округа России: важный шаг в укреплении государства. – М.: Экономика, 2007. – С. 46.
20. Кудрявцев И.А. Федеральные округа Российской Федерации: исторический и политический анализ// Право и безопасность, №2, 2007.- c. 22, 23
21. Лапин В.А., Любовный В.Я. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России. — М.: Дело, 2006.
22. Лаппо Г. Россия и ее регионы в XX веке: территория - расселение - миграции / Под ред. О. Глезер и П. Поляна. - М.: ОГИ, 2005 с. 96-110
23. Медведева В.К. Федеральные округа и новая региональная политика // Актуальные проблемы политологии: Сборник научных работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов. / Отв. ред.: д.ф.н., проф. В.Д. Зотов. – М.: МАКС Пресс, 2001. – С. 69–72
24. Пастухов В.Б. Российский федерализм: политическая и правовая практика // Общественные науки и современность. 2003. № 3. С. 55.
25. Столяров М. В. Теория и практика федерализма. Курс лекций о федеративном государстве – М.: РАГС, 2008.- 671с.
26. Столяров М.В. Компетенция власти.- М.: РАГС ,2006.
27. Столяров М.В. Социально-экономические проблемы федерализма.- М.: РАГС, 2008.
28. Смирнягин Л.В. Российский федерализм: парадоксы, противоречия, предрассудки. — М.: МОНФ, 2008
29. Смирнягин Л.В. Общественная география. Федерализм. Регионализм: Публикации 1989 — 2005 гг. — М.: Ком-Книга, 2007
30. Тархов С.А. Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет // География. — 2000. — № 51, 52
31. Тархов С.А. Историческая эволюция административно-территориального и политического деления России // Регионализация и развитие России. Географические процессы и проблемы. - М., 2001, с. 190-213
32. Черепанов В.А. Федеративная реформа в России // Федерализм. 2005. № 3. С. 95
33. http://www.gks.ru/
34. Результаты всероссийской переписи населения в 2002 году // http://perepis2002.ru/content.html?id=11&docid=10715289081460
35. http://ru.wikipedia.org