Введение:
Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как речь идет об участниках административно-правовых отношений, решающих задачи и осуществляющих функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривающих дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, в строительстве, в сфере общественного порядка и т. д.
Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.
Объектом исследования моей курсовой работы являются общественные отношения с участием физических и юридических лиц, как общих субъектов административного права.
Предметом изучения в данной работе являются нормативно-правовые акты, судебная практика, а также научная литература по вопросам статуса физических и юридических лиц, как общего субъекта административного права.
Целью работы являлось комплексное исследование теоретических и правовых основ института субъектов административного права.
Поставленная цель обусловила необходимость решения в процессе проведения исследования следующих задач:
- рассмотреть основные положения о субъектах административного права;
- выделить виды субъектов административного права;
- рассмотреть вопрос об административно - правовой статус субъектов административного права;
- проанализировать административно-правовой статус физических и юридических лиц.
Информационную базу моей работы составляют выводы и положения таких известных отечественных специалистов в области административного права, как К.С. Бельский, Д.Н. Бахраха, Л.В. Коваль, Н.М. Конина, В.М. Манохин, Ю.Н. Старилова, О.М. Якуба, Ц.А. Ямпольская и др.
Методологической базой исследования данной работы явились основополагающие труды классиков административно-правовой теории, результаты современных исследований авторов посвященных анализу физических и юридических лиц как субъектов административного права.
Методами исследования стали: анализ учебной литературы, научных трудов, публикаций в периодической печати, анализ судебной практики.
Структуру моей работы составляют две главы. Первая глава посвящена общим и основным положениям и понятиям о таких субъектах административного права как физические и юридические лица.
Глава 2:
Руководство государственными предприятиями и учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями. Порядок образования и ликвидации предприятий и учреждений регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа.
Муниципальные предприятия и учреждения — основанные на собственности муниципальной, т.е. органов местного самоуправления.
Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 140-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон ''О некоммерческих организациях''» была введена новая организационно-правовая форма юридического лица — государственная корпорация, под которой признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Это уже подчеркивает особый статус таких организаций и предопределяет их небольшое количество.
Административно-правовой статус государственной корпорации основан на следующих ключевых положениях: имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является ее собственностью; государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное; использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации; может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям; обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации; особенности правового положения устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации; для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, поскольку в законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.
Общественные объединения.
В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях», под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, что способствует реализации прав и законных интересов граждан.
Добровольность формирования — важнейший признак общественного объединения.
Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности.
Общественные объединения в соответствии с названным законом могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
Общественное объединение обязано соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с этим отчетом; ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности и представлять ему другие необходимые сведения.
Деятельность общественных объединений может быть приостановлена на определенный срок по решению суда в случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) ее субъектов, а также совершения действий, противоречащих уставным целям.
Ликвидация общественного объединения происходит либо по решения съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке.
Особое место среди общественных объединений занимают политические общественные объединения (политические партии, политические движения), профессиональные союзы, религиозные объединения.
Ст. 13 Конституции РФ в качестве основы конституционного строя признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Организационно-правовыми формами политических общественных движений являются общественные организации (для политических организаций, в том числе политических партий) и общественные движения (для политических движений).
Политические объединения подлежат обязательной государственной регистрации с опубликованием списка в средствах массовой информации.
Контроль за деятельностью политических партий по соблюдению их уставов осуществляют регистрирующие органы, которые полномочны знакомиться с документами, направлять своих представителей на съезды, вносить письменные предупреждения при нарушении устава, вносить в краевые, областные, верховные суды заявления о приостановлении деятельности на срок до 6 месяцев или ликвидации политической партии и ее отделений (по решению Верховного Суда РФ).
Профессиональные союзы (профсоюзы) — это добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду своей деятельности, которые создаются в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Граждане, достигшие 14-летнего возраста, осуществляющие трудовую (профессиональную) деятельность, имеют право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью.
Заключение:
Подводя итог к поделанной работе, отмечу, что поставленные при написании данной работы задачи были выполнены. В данной работе рассмотрены основные положения о субъектах административного права, выделены их виды, проанализирован административно-правовой статус субъектов административного права.
Всё вышеперечисленное позволяет сделать следующие выводы.
Итак, система российского административного права, на мой взгляд, еще далека от совершенства: многие аспекты деятельности исполнительной власти еще не имеют четкой научной основы и правовой регламентации, изданные нормативные акты и созданные государственные институты еще не обладают необходимой стабильностью и долговечностью в условиях быстро меняющихся реалий нашей жизни.
Отношения между гражданским обществом и государством следует налаживать путем поиска и нахождения оптимального сочетания публичных и частных начал в правовом регулировании. Преодоление сложившейся ситуации зависит не только от государства, которое не располагает сегодня, видимо, ни полностью надежными механизмами защиты граждан, ни достаточными ресурсами, ни реальной волей к устранению подобной ситуации. Внешнее могущество исполнительной власти, к сожалению, нередко оказывается призрачной оболочкой слабого государства. Усилия и правозащитных организаций, и каждого человека в отдельности должны быть направлены на борьбу за права и свободы личности. Достижению этой же цели может способствовать воспитание в среде представителей исполнительной власти таких качеств, как доброжелательность, строгость, нейтральность, неподкупность, компетентность, открытость.
На мой взгляд, ведущую роль в надлежащем обосновании административных реформ должна играть наука административного права, гуманизация которого, по моему мнению, в наилучшей мере отвечает целям поддержания правозаконности и укрепления духа сотрудничества государства и граждан, как субъекта административного права.
Изучение законодательства и литературы при написании данной работы позволяет сделать вывод о том, что наиболее объемным административно-правовым статусом обладают государственные организации и их структурные подразделения. В меньшей степени административное право регламентирует деятельность общественных организаций, особенно тех, которые не занимаются хозяйственной работой. Административно-правовое положение зависит от сложности организации и степени ее самостоятельности. На мой взгляд, это неправильно, ведь для более успешного функционирования законодательства, все субъекты административного права должны быть достаточно регламентированы.
Однако, несмотря на значительную активизацию в последнее время правотворчества в сфере административного законодательства, его развитие, по мнению российских правоведов, идет противоречиво и медленно.
Реалии сегодняшней жизни сделали необходимым включение в отрасль административного права совершенно новых правовых институтов, например, институтов "правового статуса человека и гражданина", "негосударственных организаций", и выдвижение их на первый план в программе курса административного права.
Таким образом, институт субъектов административного права требует значительного усовершенствования как на законодательном, так и на научном уровне. Должны быть созданы условия для его оптимального развития и функционирования.