Введение:
В наши дни, чтобы выжить, организация должна изменяться. Новые от-крытия и изобретения быстро вытесняют стандартные способы работы. Орга-низации, тратящие основную часть своего времени и ресурсов на поддержание текущего состояния, вряд ли будут процветать в нынешней изменчивой обста-новке.
Успешная организация постоянно находится в динамике. Организация - живой организм, который постоянно движется в направлении роста или спада. Все организации направлены на развитие, а значит, их целью является движе-ние только в положительном направлении, в направлении роста.
С развитием организации происходит и эволюция перемен. Первопричи-на перемен - действие сил, внешних по отношению к организации. Сначала они едва заметны и не ощущаются компанией, воспринимаются как внешнее окру-жение. Постепенно перемены в технологиях, методах и способах работы про-никают в организации конкурентов и партнеров. Появляются новые стандарты качества, времени и работы. Не принимая во внимания изменения и откладывая рассмотрение перемен и дальнейшего развития, организация ставит под угрозу эффективность своей работы. Перемены, которые были не так давно внешними, становятся внутренними. Необходимость перемен становится неизбежной в та-кой ситуации.
Менеджеры ищут способы поощрить нововведения, которые позволили бы организациям соответствовать изменяющейся внешней среде, развиваться и идти вперед к поставленным целям.
Управление организационными изменениями - не столько наука, сколько искусство. Поэтому менеджеров нужно готовить иначе. Так как современные менеджеры в процессе своей деятельности находятся в ситуации непрерывных изменений, что вызвано скоростью развития общества, актуальность изучения управления организационными изменениями возрастает.
Глава 2:
Таким образом, для фирм, численностью менее 10 человек, какой и явля-ется турагентство «Детри», оптимальным является линейная структура управ-ления, в которой присутствуют как положительные, так и отрицательные черты такой организации.
К положительным чертам такой структуры управления в турфирме явля-ется простота управления, согласованность действий сотрудников, личная от-ветственность руководителя. В агентстве «Детри» отсутствует должность курь-ера, маркетолога и бухгалтера, происходит дублирование некоторых функций у разных сотрудников и двойное подчинение сотрудников.
Отсутствие сотрудников на этих должностях приводит главным образом к экономии на заработной плате. К тому же являясь малым предприятием, в «Детри» упрощенная бухгалтерия, с функциями которой может справиться ди-ректор или зам директора. Функции курьера могут распределяться между со-трудниками, так как не требуют дополнительных знаний.
Маркетинговые исследования так же могут проводиться одним из со-трудников в свободное от основных обязанностей время. Не смотря на то, что функции сотрудников пересекаются, то есть, выполняются несколькими работ-никами, приводит к возможности взаимозаменяемости, что важно при неболь-шом штате.
Процессом стимулирования продаж в турфирме руководит заместитель директора, перекладывая исполнение поставленных задач на специалистов по продаже туров, однако иногда недостаточная компетенция замдиректора отри-цательно сказывается на уровне продаж компании.
Следует так же рассмотреть должностные обязанности сотрудников тур-фирмы, представленные в Приложении 1.
Анализ данных Приложения 1 показывает, что в ООО «НПЦ Детри» ди-ректор и заместитель директора осуществляет функции как управления, так функции и исполнителей (прием заявок на бронирование туров, отелей, оформ-ление этих заявок и их выполнение; консультации клиентов о правах и обязан-ностях туристов).
Функции курьера поделены между директором и вторым специалистом по продаже туров, заместитель директора перегружен функциями (совмещение функций руководителя, бухгалтера, маркетолога и специалиста по продаже ту-ров).
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что в турфирме отмечается дублирование функций по обслуживанию клиентов, и, как следствие, перегру-женность управляющего звена, а так же отсутствие таких должностей как бух-галтер, маркетолог и курьер, чьи функции поделены между сотрудниками.
Анализ организационной структуры ООО «НПЦ Детри» позволил вы-явить следующие недостатки:
? функции, выполняемые сотрудниками фирмы, распределены негласно и не закреплены в должностных инструкциях;
? управленческая деятельность и ответственность за результаты деятельно-сти турагентства делятся между директором и его заместителем, что при-водит иногда к дублированию функций;
? отсутствие таких должностей как бухгалтер, маркетолог и курьер, чьи функции поделены между сотрудниками, что порождает перегруженность сотрудников организации;
? директор и заместитель директора осуществляют функции как управления, так функции и исполнителей по обслуживанию клиентов.
Таким образом, для открытия нового стратегического направления дея-тельности и совершенствования деятельности турагентства, в первую очередь, целесообразно оптимизировать организационную структуру компании, так как в рамках действующей организации работы предприятия заниматься новым на-правлением деятельности просто некому.
Заключение:
Под организационными изменениями понимается процесс обновления (преобразования) организации, основанный на внедрении инноваций в органи-зационные процессы. Актуальность изменений и нововведений обусловлена необходимостью адаптации организации к требованиям внешней и внутренней среды, к овладению новыми знаниями и технологиями, что особенно важно в условиях рыночной экономики.
Приоритетной целью изменений и нововведений следует считать дости-жение более высоких результатов, освоение передовых средств и приемов тру-да, устранение рутинных операций, осуществление прогрессивных изменений в системе управления.
Управление организационными изменениями является неотъемлемой со-ставной частью современного менеджмента. Поэтому довольно часто прихо-дится слышать такие определения, как: «пульсирующий менеджмент», «преоб-разующий менеджмент», риск-менеджмент, «раскрепощенный менеджмент» и другие. То есть, акцент делается на различных изменениях, который несет с со-бой прогрессивное управление организацией.
Современные условия, характеризующиеся постоянным ростом подвиж-ности, сложности, неопределенности, взаимосвязанности факторов внешней среды, повышением роли человека и знаний как основных детерминант конку-рентоспособности предприятия, требуют от менеджеров обладания широким спектром инструментов управления организационными изменениями.
Несмотря на существование множества инструментов управления изме-нениями, следует отметить необходимость их широкого освоения российскими менеджерами и дальнейшего развития методического обеспечения процесса ор-ганизационных преобразований.
Объектом исследования является турагентство ООО «НПЦ Детри». Тури-стическое агентство ООО «НПЦ Детри» работает на туристском рынке с 1998 года. Агентство занимается внутренним и международным туризмом, туры по всем видам туризма: экологический, оздоровительный, рекреационный и т.д.
Динамика основных показателей деятельности турфирмы «Детри» (рен-табельность продаж, рентабельность деятельности) свидетельствую о компе-тентном управлении туристической фирмой. Анализ технико-экономических показателей показывает пропорциональное увеличение значений показателей деятельности фирмы, таких как объем реализации услуг, фонд заработной пла-ты, что свидетельствует об экономически обоснованном увеличении себестои-мости и заработной платы сотрудников.
В текущем году руководством турагентства было принято решение на-чать деятельность в новом стратегическом направлении, а, именно, отрыть но-вое направление бизнеса – развитие внутреннего туризма. Как следствие, остро встал вопрос о расширении штата сотрудников и изменении организационной структуры компании.
Анализ организационной структуры ООО «НПЦ Детри» позволил вы-явить следующие недостатки:
? функции, выполняемые сотрудниками фирмы, распределены негласно и не закреплены в должностных инструкциях;
? управленческая деятельность и ответственность за результаты деятельно-сти турагентства делятся между директором и его заместителем, что при-водит иногда к дублированию функций;
? отсутствие таких должностей как бухгалтер, маркетолог и курьер, чьи функции поделены между сотрудниками, что порождает перегруженность сотрудников организации;
? директор и заместитель директора осуществляют функции как управления, так функции и исполнителей по обслуживанию клиентов.
Таким образом, для открытия нового стратегического направления дея-тельности и совершенствования деятельности турагентства, в первую очередь, целесообразно оптимизировать организационную структуру компании, так как в рамках действующей организации работы предприятия заниматься новым на-правлением деятельности просто некому.
В рамках совершенствования организационной структуры и устранения выявленных недостатков рекомендуется:
1. Принять на работу 2-х дополнительного специалистов по продаже туров, специализирующихся на внутреннем туризме.
2. Принять на работу курьера.
3. Принять на работу маркетолога.
4. Перераспределить обязанности между действующими сотрудниками.
5. Закрепить правило единоначалия – непосредственным начальником для специалистов по продаже туров является заместитель директора. В обязанности заместителя директора вменить анализ хозяйственной деятельности организа-ции, бухгалтерский учет, кадровый учет и контроль за деятельностью менедже-ров по реализации туров.